Алексей Макаркин: «Президент вновь показал себя либеральнее, чем 70% населения»

Первые аплодисменты в зале раздались, когда президент В.Путин сказал о том, что укрепление нашей государственности трактуется некоторыми западными странами как авторитаризм, так как не всем хочется видеть Россию сильной и независимой.

Далее аплодисменты последовали после слов о возвращению к обязательному распределению после бесплатного образования в ВУЗах, далее — после слов о разграничении ответственности за ситуацию в социальной сфере между разными уровнями власти, а возможности снижения инфляции до 3% при сохранении нынешних темпов экономического развития и создании условий для полной конвертируемости рубля. Затем аплодисменты раздались после призыва обеспечить наши ВС самыми современными стратегическими вооружениями, для чего у нас есть все возможности, обещания сохранить курс на борьбу с терроризмом и заверения в том, что никто не остановит Россию в борьбе за демократию, а также констатации того, что возврат к прошлому невозможен.

Как можно оценить реакцию зала, спросил МиК у Алексея Макаркина.

- Судя по реакции зала, активно собравшиеся реагировали в основном на две вещи. Или на демонстрацию успехов: инфляция 3%, удвоение ВВП к 2010 году при нынешних темпах роста, и т.д. И это понятно. Это ударные моменты и любой зал так реагирует, включая Конгресс США, когда перед ним выступает Буш по поводу борьбы с терроризмом, как это было недавно. Любой зал реагирует на успехи и это нормальная человеческая реакция.

Что касается того, что он сказал, я думаю, что здесь главное вот в чем. Аплодировали собравшиеся по поводу конкретных вещей, которые говорят о том, о чем было написано в письме Ходорковского — что президент либеральнее, чем 70% общества. Понятно, что на те вещи, которые связаны с державностью, воспоминаниями о наших успехах, апелляцией к государственничеству — на эти вещи сидящие в зале реагировали значительно более позитивно и эмоционально, чем на вещи, связанные со скучными экономическими материями. То есть, на вещи, связанные с советской традицией, реагировали активнее. И это есть некий показатель того, что на самом деле президент либеральнее не только общества, но и той части истеблишмента, которая находилась в зале.

Я думаю, что имели место две такие активные реакции — на отчет об успехах и та реакция, которая в большей степени является государственнической и частично связана с советским опытом, о котором говорят сейчас все более позитивно.

- Президент сказал, что мы должны опередить западных страны в темпах их роста.

- Здесь речь идет не только о западных странах, но и о Китае. Это не антизападный акцент. Это просто такие амбициозные задачи и нет речи о каком-то негативе в адрес Запада. Другое дело, что те вещи, которые связаны с советским опытом и воспоминаниями, они в большей степени вызывают позитивную реакцию зала. Зал же ведь менее либерален, чем президент.

- Он ничего не говорил про олигархов?

- Видимо, он не хочет раскручивать эту кампанию слишком сильно. Опять таки, зал не либерален. Общество еще менее либерально. Если сказать сейчас про олигархов, их начнут гонять, причем не только на федеральном уровне, но и на региональном. Гонять успешных предпринимателей, которые не хотят делиться с чиновниками. Поэтому президент не хочет открывать огонь по штабам и вызывать непредсказуемую реакцию. Это тоже понятно.

- Для Вас неожиданностей Послание не принесло?

- Оно было, в общем-то, достаточно стандартным.

- А то, что сейчас Совет Европы и представитель ПАСЕ приехали в Москву заниматься правами человека и Ходорковским, здесь нет совпадения?

- Я думаю, что вряд ли это было приурочено к Посланию. Другое дело, что есть такие вещи, которые у президента вызывают жесткую реакцию. Это мы видим по нескольким позициям в отношении ЮКОСа, которые выразил президент, но они были по всему его выступлению разбросаны. Он сказал о том, что правительство должно руководствоваться интересами государства, а не отдельных компаний. Также он высказался относительно маршрута трубопровода, на котором настаивал ЮКОС. Сказал о налоговой оптимизации и недопустимости укрывательства от уплаты налогов, ведь понятно, что речь идет о ЮКОСе. Это и явное раздражение в адрес неправительственных организаций, которые в своей значительной части поддерживают Ходорковского. Вот позиции по ЮКОСу, они были выражены, но не сконцентрированы, и, чтобы не начинать кампанейщину антиолигархическую, разбросаны по тексту Послания, но по этим линиям можно судить об этом весьма четко.

Алексей Макаркин,
заместитель директора Центра политических технологий.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *