В кают-компании: перекурное погружение

Сегодня — всемирный день без табака. В этом году он проводится под девизом "Бедность и курение — замкнутый круг". Вспомнил я об этом сегодня утречком, закурив свою любимую "Беломорину" (в день по полторы пачки высаживаю), отхлебнув черного и густого, как нефть, кофеища, и собираясь настукать в "ПРАВДУ.Ру" про бросание курить... Инет высветил, что этот день учрежден государствами-членами Всемирной Организации Здравоохранения в 1987 году, чтобы привлечь внимание к табачной эпидемии и поддающимся предотвращению смертям и болезням, которые она вызывает.

В 2001 году в России принят федеральный закон о вреде табакокурения. Как сообщает "Российская газета", сейчас в России 50 миллионов курильщиков. Их возраст постоянно снижается. По данным ВОЗ, каждые 6,5 секунды от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Люди, которые начинают дымить в подростковом возрасте и имеют стаж курения 20 или более лет, умрут на 20-25 лет раньше, чем те, кто никогда не пробовал сигарету. Жуть какая... И вспомнилась по этому поводу другая история о вреде курения. Точно — курить вредно. Никотин не только лошадь, а даже подводную лодку сгубить может.

1982 год, первый после модернизации на Севмаше (Северодвинск, Архангельская область) выход в море атомной подлодки "Андромеда". В отсеках народу больше, чем может себе представить самое больное воображение: экипаж, военпреды, сдаточники, контрагенты... В общем, не продохнуть. А уж тем более — не перекурить. Курящее подводное большинство волнуется, когда после проверки на герметичность прочного корпуса перед первым погружением лодки запрещен выход наверх, на мостик. Штатная "подводная" курилка в пятом отсеке в "зачаточном" состоянии, вентиляция еще не до конца подключена, часть воздушных фильтров отсутствует. Да и курить-то там все равно можно, лишь когда лодка в подводном положении! Тоска для "никотинщиков", коих и среди военморов, и среди заводчан большинство. А раз нельзя — то еще больше хочется. Лодка рассекает полигон Белого моря на малых ходах пока в надводном положении. На герметичность ее проверили, верхний рубочный люк задраен, а погружаться командование и не думает. О чем-то кумекает в центральном посту со старшими строителями. Час проходит, другой, третий пошел. Изверги! И тут в кормовых отсеках появляются довольные люди, от которых так и разит только что "выкушанной" сигареткой. По другим отсекам эта "секретная" новость разносится быстро. В "последнем вагоне", то бишь в десятом отсеке, втихаря отдраен спасательный люк, народ по-быстрому высовывает из него головы, жадно зятягивается и заодно созерцает экзотическую картину: в нескольких метрах от люка бурлит вода от винтов, начинается пенный кильватерный след. Ну когда еще такую красотищу увидишь? Романтика!

А в центральном еще что-то решают, лодка все не погружается. Очередь у люка десятого отсека уже как бы стабилизировалась, люди даже посиживают наверху, на комингс-площадке. На мостике все равно никого нет, раз верхний рубочный задраен, да и даже в перископ люк десятого не видать. Пусть там себе в центральном заседают, народ хоть накурится... То, что отдраивать все без исключения забортные отверстия, в том числе и спасательные люки, после проверки на герметичность категорически запрещено, курильщикам как-то не вспоминается.

И тут вдруг винты бурлят за кормой сильнее, хвост лодки приподнимается, глаза у ошалевших курильщиков, сидевших на комингсе, лезут на лоб. "Андромеда" погружается! С отдраенным люком!! Вой, визг, тарарам. Молодой лейтенант-управленец Саша, командир десятого отсека, впопыхах объявляет аварийную тревогу... Погружение отменяется, начинаются поиски "крайних", "стрелочников", то есть нарушителей. В десятый поступает указание: "Назначьте там у себя конкретного виновного сами, а не то всех без разбору это самое... так назначим, что мало не покажется". "Крайним" оказывается только что пришедший на корабль из учебки молодой матросик-"карась", все это время тише мышки сидевший глубоко в трюме. Причем совершенно некурящий! А с него что возьмешь? Кстати, ветераны "Андромеды", рассказывая про этот случай, припомнили, что тот бедный матросик, назначенный "крайним", до службы закончил железнодорожный техникум и был по профессии настоящим... стрелочником. А вы говорите — курение...

Рисунок Александра Шаурова, специально для "ПРАВДЫ.Ру"