Сообразить на троих

В Мадриде состоялась неформальная встреча руководителей Испании, Франции и Германии. Некоторые наблюдатели сразу же сочли, что эта встреча может стать началом нового тройственного союза. Третьего или четвертого за последний год

Не секрет, что Париж и Берлин стремятся играть ведущую роль в Евросоюзе. Особенно заметным это стремление стало с весны 2003 года, т.е. с того момента, когда США начали военную операцию в Ираке.

Война расколола Европу на два лагеря, одновременно подчеркнув разногласия между странами, входящими в Евросоюз. Оппозиция Франции и Германии войне в Ираке была вызвана даже не столько фактом военного конфликта, сколько протестом против гегемонии Вашингтона. Другие страны Евросоюза США в основном поддержали. И в числе наиболее активных сторонников Соединенных Штатов на европейском континенте была Испания, премьер-министр которой (в то время консерватор Хосе-Мария Аснар) был в Вашингтоне не менее желанным гостем, нежели его британский коллега Тони Блэр.

После поражения правых на парламентских выборах в марте этого года, новый кабинет во главе с социалистом Хосе Луисом Родригесом Сапатеро резко поменял внешнеполитическую ориентацию. Причем не только по вопросу войны в Ираке, откуда испанский контингент был выведен в течение трех месяцев.

На нынешней встрече в Мадриде (которая была проведена по инициативе как раз испанского премьер-министра) обсуждались вопросы, напрямую касающиеся будущего Евросоюза – общеевропейской Конституции, бюджета Евросоюза и Пакта о стабильности. Пакт о стабильности был принят государствами ЕС в 1997 году и предусматривает «потолок» бюджетного дефицита на уровне 3% в год, что заметно раздражает ту же Германию, для которой проблема бюджетного дефицита превратилась в постоянную головную боль.

Таким образом, на встрече в Мадриде обсуждались как раз те вопросы, по которым не так давно Испания конфликтовала с Францией и Германией. Однако  теперь в Мадриде считают несколько иначе. Кабинет Сапатеро, судя по всему, решил, что лучше присоединиться к тандему европейских «тяжеловесов» и посредством этого начать играть в делах Евросоюза более заметную роль, нежели до этого. Вряд ли, конечно, Испания будет задавать тон в делах ЕС наравне с Францией и Германией – все-таки политический и особенно экономический вес пиренейского государства сложно считать равнозначным французскому или германскому. Но, с другой стороны, для США Испания была пусть и важным союзником, но одним из многих. Тем более, что Вашингтон и сейчас не испытывает никакого недостатка в сторонниках из числа ЕС, к которому не так давно присоединились десять новых членов.

Впрочем, чтобы разговоры о возникновении нового тройственного союза в рамках европейского сообщества воплотились в реальность, необходимо, чтобы прошло какое-то время. Причина проста: Франция и Германия хоть и не оставляют попыток закрепить свою ведущую роль в Евросоюзе, но пока эти попытки особым успехом не увенчались. Факт их значительной роли в делах ЕС общепризнан, но это еще не означает, что мнение Парижа и Берлина для остальных государств Союза в настоящее время является решающим.

К тому же подобные союзы очень зависят от внутриполитической ситуации в странах, в них входящих. Пример Испании – яркое тому подтверждение. Ведь, как уже говорилось выше, после смены правительства внешнеполитический курс этой страны претерпел значительные изменения. То же самое может произойти после следующих выборов и во Франции, и в Германии.

На фото: премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро и президент Франции Жак Ширак. Фото Euronews

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы