Китай и США игнорируют требования друг друга

Обычно на международных саммитах представители развитых стран, и уж тем более мировых держав, показательно братаются друг с другом, источая сладкую патоку в адрес вроде бы самых непримиримых соперников.

Примерно также мирно проходил в столице Чили саммит стран-участниц организации «Азиатско-тихоокенский экономический союз». Даже каверзные вопросы в адрес президента России про ЮКОС и демократию не привели к скандалам и жестким политическим заявлениям. Представители Китая и США решили нарушить эту хрупкую идиллию, сделав саммит площадкой для своих очередных перепалок. Курьезность ситуации заключается в том, что Вашингтон и Пекин предъявили друг к другу одинаковые и поэтому взаимоисключающие требования.

Первыми отличились американцы, потребовав у китайских властей провести ревальвацию своей валюты. Иначе говоря, повысить курс ренминби (валютного юаня) по отношению к доллару. Тем самым США пытаются уменьшить свой торговый дефицит в отношениях с Китаем, а также защитить свою экономику от усиливающейся конкуренции со стороны китайских производителей.

В Поднебесной не любят давления. После сотен лет унижения под колониальным гнетом, китайцы весьма болезненно воспринимают попытки любого уязвления. Не удивительно, что реакция официального Китая была предельно жесткой. Как заявил в интервью «Financial Times» заместитель председателя Народного Банка Китая Ли Роугу, США вновь пытаются взвалить ответственность за собственные экономические сложности на другие страны. В то время как Китай в последние 26 лет никогда не перекладывал ответственность на чужие плечи, подчеркнул Ли.

На фоне значительных спекуляций и внешнего давления Китай не может пойти на более гибкий обменный курс своей валюты, отметил Ли Роугу. По его словам, которые цитирует “Financial Times”, наилучшие условия для постепенного перехода к гибкому курсу настанут тогда, когда об этом перестанут говорить.

По мнению второго человека в главном кредитном учреждении Китая, либерализация юаня не спасет американскую экономику и не решит ее проблем с безработицей, так как, по справедливому замечанию Ли Роугу, оплата труда в Китае более чем тридцать раз дешевле, чем в США. В то время как Китай априори будет обгонять США в текстильной и аграрной отраслях, американцам надо сконцентрироваться на таких секторах, как авиационно-космическая отрасль. Ли Роугу прозрачно намекнул, что его страна была бы не прочь покупать у американцев всякие такие штуки, и это, по его мнению, обеспечило баланс в торговле.

Китайцы оказались тоже не лыком шиты, держа за пазухой свой рецепт оздоровления экономики США. Как сообщает китайское информационное агентство «Синьхуа», высокопоставленные чиновники КНР побуждают власти США принять меры к прекращению скольжения курса доллара, дабы восстановить равновесие на глобальном валютном рынке. Это заявление удивительным образом совпало по времени с публикацией в “Financial Times”, и, очевидно, являлось ответом на реплики американцев по поводу заниженного курса юаня.

Несмотря на то, что перепалка носила характер обмена мнениями и ни к чему не обязывала, Буш и его политика понесли тактическое поражение. На весь мир фактически было объявлено, что обещания «нового старого» президента США об укреплении национальной экономики будет очень сложно выполнить без каких-то потерь во внешней политике.

В то время как в США вопрос бюджетного дефицита и безработицы стоит как никогда остро и требует незамедлительного решения (хотя бы путем укрепления доллара в ущерб своим экспортерам), Китай может занять выжидательную позицию. У Поднебесной ситуация в корне отличается от американской. Бешеный рост ВВП Китая (более 10 процентов в год на протяжении последних 20 лет) уже напрягает само китайское правительство – оно опасается «перегрева» экономики и увеличения инфляции. Логичным шагом для ограничения темпов роста экономики будет усиление позиций национальной валюты. Но Восток – дело тонкое, и из этого неизбежного шага китайцы постараются извлечь двойную выгоду, шантажируя весь мир дешевым юанем.

Из принципа «пар костей не ломит», Китай может подождать, пока США не поднимут в декабре в очередной раз учетную ставку Федеральной резервной системы, что немного укрепит доллар. В этом же месяце должны пройти выборы в Тайване, и курс китайской валюты – один из экономических рычагов влияния как на ситуацию в Тайване, так и на позицию его основного союзника – США.

Наконец, в ходе обсуждения условий проведения своей валютной реформы Китай может выторговать себе в качестве компенсации уступки руководства США по квотам на импорт китайской одежды и текстиля.

У США, которая хоть и гордится своим статусом единственной сверхдержавы на планете, нет достаточного инструментария по давлению на Китай. Поднебесная слишком остро ощутила свою силу в способности выжидать, чего так не хватает как Новому Свету, так и Старому. Недаром многие аналитики утверждают, что эпоха доллара и евро подходит к концу. На смену им идет эпоха юаня.

Обсудить