Тимошенко расплатится со своими спонсорами «Криворожсталью»

Тимошенко Практически первое заявление Юлии Тимошенко в качестве премьер-министра Украины коснулось деприватизации крупнейшего сталелитейного комбината страны — " Криворожстали ". В связи с этим наблюдатели предсказывают крупнейшую волну передела собственности на Украине.

Тимошенко неоднократно озвучивала взгляды "оранжевой оппозиции" на вопросы приватизации. В недавней своей речи Тимошенко разделила проблемы приватизации на три составляющие. К первой она отнесла бизнес уровня магазинов, парикмахерских, отелей. "Этот бизнес должен существовать надежно и никакая реприватизация не может прикоснуться к этим объектам", — считает политик.

Ко второй группе Тимошенко отнесла предприятия стратегического назначения, которые были приватизированы в рамках закона, но по заниженным ценам. "Эти предприятия должны быть дооценены, и приоритетное право внести дополнительную стоимость имеет их собственник", — отметила она.

К третьей группе Тимошенко отнесла предприятия, подобные "Криворожстали". По ее мнению, они должны быть возвращены государству, и процесс приватизации должен начинаться сначала.

Решение о приватизации крупнейшего украинского металлургического комбината фонд госимущества (ФГИ) Украины принял в августе 2003 года. На конкурс, состоявшийся 14 июня 2004 года, было выставлено 93,02% акций ОАО "Криворожсталь". Остальные бумаги (6,98%) должны были разойтись по льготной подписке: 5% - среди менеджмента, 1,1% - среди рабочих. Стартовая цена пакета составила $718 млн. Россию на конкурсе представляли "Северсталь-групп" (вместе со швейцарской Arcelor), готовая предложить $1,2 млрд, а также группа "Евразхолдинг". Однако до конкурса не допустили ни одного иностранного участника, в том числе альянс компаний LNM Group и US Steel и индийскую TATA Steel. В итоге комбинат был продан за $804 млн Инвестиционно-металлургическому союзу (ИМС). 56,25% его акций принадлежат донецкой System Capital Management (структура предпринимателя Рината Ахметова), а 43,75% - днепропетровской корпорации "Интерпайп" Виктора Пинчука, зятя экс-президента Украины Леонида Кучмы.

Продажа "Криворожстали" на Украине и за рубежом воспринималась как чисто политический акт. Авторитетное издание The Financial Times назвала ошибочным решение "продать контрольный пакет... крупнейшего сталелитейного комбината за 800 млн. долл. отечественному консорциуму, один из руководителей которого, Виктор Пинчук, — зять президента", в то время как от иностранных компаний можно было получить более миллиарда долларов. "Киев должен пересмотреть решение, иначе он поставит под угрозу экономическое развитие страны и ее положение в международном деловом сообществе", писала газета.

В ходе своей предвыборной кампании Виктор Ющенко не раз обещал оспорить приватизацию "Криворожстали" , ссылаясь на то, что конкурс был непрозрачным, а уплаченная за комбинат цена слишком мала. Сразу после инаугурации господина Ющенко Печерский суд Киева приступил к рассмотрению двух исков от депутатов парламента, настаивавших на неправомерности акционирования и приватизации комбината, и 27 января постановил: ФГИ имеет право отменить результаты конкурса, госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку — отказаться от своего решения о регистрации выпуска акций "Криворожстали", а ING Bank — списать акции комбината со счета ИМС. Тогда же Виктор Ющенко рассказал Ъ о своем плане повторной продажи "Криворожстали". По данным Ъ, стартовая цена комбината на новых торгах может подняться до $1 млрд, а итоговая стоимость — достичь $2 млрд.

В субботу после заседания правительства Юлия Тимошенко сообщила, что кабинет министров начал "процесс по возвращению 'Криворожстали' в государственную собственность и проведение аукциона". Правда, делать это придется через суд. Ирина Назарова, юрист адвокатской компании "Козяков и партнеры", оспаривающая сейчас в суде приватизацию комбината, вчера заявила газете "Коммерсантъ": "Я не вижу юридических оснований отбирать комбинат в госсобственность только лишь решениями правительства, ведь между фондом госимущества и нынешним владельцем комбината был подписан договор и уплачены деньги".

Впрочем, юридических оснований было немного и для самой "оранжевой революции", а победителей, как известно, не судят. И пока у нас еще говорят о "рыночности" или "нерыночности" пересмотров итогов приватизации, на Украине экспроприация — лишь разменная монета в борьбе политических кланов. Перефразируя крылатую фразу акул Wall Street, "только личное, никакого бизнеса". Другие мотивы Тимошенко, заставляющие ее перепродать один из лучших меткомбинатов Европы (к качеству управления которым пока не было никаких претензий), может быть связан с обязательствами перед зарубежными спонсорами "оранжевой революции". На Украине нет бизнес-структур, способных предложить адекватную цену за комбинат, которая, с учетом резко возросших с 2003 года цен на металл, по оценке многих аналитиков, может составлять более $2 млрд долларов. Реальными претендентами на столь лакомый кусок будут российские компании (скорее всего, все те же "Северсталь-групп", которую связывают с российским миллиардером Алексеем Мордашовым и группа "Евразхолдинг"), а также представители западного бизнеса. Если руководство России не встанет в позу "момента истины в российско-украинских отношениях", можно не сомневаться — выиграют иностранцы.

Обсудить