Фильм-антиутопия "Бразилия": нас напугают кошмаром будущего

19 марта в 22:25 канал "Культура" представляет фильм Терри Гиллиама "Бразилия"

Фильм "Бразилия" - это глубокая философская притча о том, какое будущее может ждать человечество, если оно сегодня, сейчас, не искоренит в себе жестокость, алчность, властолюбие. Работа Гиллиама получила высокую оценку кинокритики (в 1985 году — номинация на "Оскар", в 1995 — почетная награда анджелесской ассоциации кинокритиков (LAFCA Award).

В аннотациях к "Бразилии" обычно отмечают, что жанр фильма — фантастика. На самом деле, это антиутопия, рисующая страшный тоталитарный мир будущего. На создание фильма Терри Гиллиама вдохновило его любимое литературное произведение, роман Джорджа Оруэлла "1984", который он по-своему осмыслил и перенес на экран.

Интересна история, связанная с названием фильма. Скажем сразу, что к южноамериканской стране оно не имеет отношения. Терри Гиллиам в одном из интервью рассказал, как это название пришло ему в голову: "Я очень долго не мог дать имя своему детищу, перебрал сотни вариантов, включая "1984 1/2". Слово "Бразилия" всплыло, когда я бродил по мерзкому сталелитейному городку Порт Талбот, серому, унылому, покрытому металлической пылью и грязью, и увидел паренька, который сидел на замусоренном пляже и слушал через портативный радиоприемник какую-то веселенькую латиноамериканскую песенку. Какой контраст! Эта музыка помогала ему хоть на минуту забыть о грязи и пакости окружающего мира". Эту идею Гиллиам перенес в свой фильм. Незамысловатая песенка "Бразилия" Ари Баррозо то и дело звучит за кадром. Эта мелодия создает атмосферу в эпизодах снов главного героя, Сэма Лаури (Джонатан Прайс), когда он в блистающих доспехах и с крыльями за спиной летает по небу в поисках "девушки своей мечты" (Ким Грейст). Но эта же мелодия воспринимается насмешливо-издевательски, когда радужные сны сменяются реальностью некой фантастической тоталитарной страны, где Лаури работает клерком всесильного "Министерства информации".

Пересказ сюжетной канвы фильма не даст и приблизительного представления о нем, потому что основными составляющими ленты помимо сюжета являются сюрреалистичный видеоряд, рисующий уродливый, пугающий мир возможного будущего, и оригинальное музыкальное сопровождение.

Особо стоит отметить игру актеров. Тонкий психолог и режиссер-асс Гиллиам добивался от них безукоризненной, отточенной игры. В результате, образы, созданные Джонатаном Прайсом и Ким Грейст, вошли в историю мирового кино. Небольшая, но яркая и запоминающаяся роль досталась оскароносцу Роберту Де Ниро. Он мастерски, колоритно сыграл подонка-террориста.

Фильм имел коммерческий успех как в Европе, так и в Америке. Гиллиам, по его собственному выражению, "доказал, что и для Америки можно делать интеллектуальное кино". Но главное достижение создателей "Бразилии" - миллионы поклонников этого фильма по всему миру, ему посвящены десятки интернет-сайтов и фан-клубов. Теперь, говоря о "Бразилии", как правило, употребляют словосочетание "культовый фильм", и это звание он носит по праву.

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *