Пошлость на ТВ: мертвые слова

Владимир Набоков не находил слову “пошлость” эквивалента в европейских языках и писал его по-русски – латиницей poshlost. Мы часто путаем пошлость со скабрезностью, что неправильно, хотя и пошлость может быть скабрезна, и скабрезность пошла. Чтобы объяснить понятие “пошлость”, действительно трудно найти слова, но можно подобрать иллюстрации.

Пошлость – это кукла на бампере свадебной машины (этому обычаю всего несколько десятков лет, но он считается “народным”. Разумеется, народный – ведь в русских селах без авто никогда не обходились). Пошлость – это пожелание “сибирского здоровья и кавказского долголетия”… Пошлость – это Николай Басков с лицом нагловатого и самовлюбленного, но недалекого полового в трактире средней руки. И Надежда Кадышева, из-за которой многие думают, что народная русская музыка плоска и бездуховна. (Что такое народная музыка, можно было услышать на недавнем концерте коллектива “Беларыбица” из Санкт-Петербурга). Кадышева же исполняет антинародную музыку.

На нашем телевидении (хотя и Н. Басков, и Н. Кадышева тоже продукт, созданный ТV) несмываемым клеймом пошлости отмечены Е. Петросян и Р. Дубовицкая с ее “Аншлагом”. Впрочем, это очевидно для всех. Передача О. Пушкиной “Женский взгляд” (здесь автор умудрился создать жанр сентиментального таблоида, хотя издание типа таблоид изначально должно обладать несгибаемым цинизмом и стремлением острить по любому поводу). Но Пушкина не острит, а “доверительно беседует по душам”. И это пошло. Пошлость – это передача Л. Якубовича, ставшего новым общенародным Брежневым, принимающим любые смехотворные и унизительные подарки и надевающим то подгузники, то какие-нибудь маскхалаты. Пошлы и отвратительны американские мультфильмы, приучающие детей, которые так и не узнают английского языка, говорить wow. Пошла К. Собчак. Впрочем, таковой не может не быть ведущая любого реалити-шоу, что наиболее ярко демонстрирует якобы демонический Нарцисс Нагиев (“Окна”).

Пошла “Фабрика звезд”, с ее кукловодами и куклами, словарный запас которых просто удручает. Все эти (и еще очень многие) люди – ведущие, авторы, режиссеры, продюсеры – пользуются мертвыми словами, надеясь оживить их частым словоупотреблением. Но это только девальвирует слова еще более. Они делают контрольный выстрел в СЛОВО. “Но, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова”, написал когда-то Н. Гумилев...

Никита Муравьев, “Независимая Звездочка”, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Рисунок Александра Шаурова, Санкт-Петербург

Олег Якубов. Как я рассмешил Юрия Никулина и угостил Раису Горбачеву

Нас превращают в дебилов: Большой брат смотрит на тебя