Белые нитки от производителя

Дело Ходорковского шито белыми нитками. Об этом неустанно твердят защитники ЮКОСа и Михаила Борисовича. С этим нельзя не согласиться, но необходимо учитывать один маленький нюанс: идентичными белыми нитками дело шьют и прокуроры, и адвокаты. Вот только фабрики-производители у них разные.

Друзья и бывшие партнёры

Аккуратные, а временами и не очень, стежки регулярно вытачивает главный акционер Group Menatep Леонид Невзлин - "друг и бывший партнёр по бизнесу", как охарактеризовал его сам Михаил Ходорковский . Виртуозно плетя кружева вокруг судебного разбирательства, Леонид Невзлин всеми силами старается привлечь внимание Владимира Путина к своей скромной персоне. Однозначно заявив о том, что он видит своё будущее только в Израиле, и называя Путина не иначе как "коррумпированным диктатором", Невзлин, тем не менее предлагает "диктатору" разойтись полюбовно. Дескать, меняю нашу с Ходорковским свободу на долю ЮКОСа по сходной цене. Кремль, естественно, подобные эскапады игнорирует, чего, собственно, Невзлин ожидает и продолжает набивать себе цену, грозя массовыми митингами протеста и международным трибуналом. Правда, не совсем понятно, что же, собственно говоря, происходит. Невзлин, заявляя о своём нежелании возвращаться в Россию, требует некоторых отступных, держа в руках козырную карту сидельца Ходорковского. Ходорковский пишет письмо, где называет Невзлина хоть и другом, но БЫВШИМ партнёром по бизнесу, подчёркивая, что не имеет с ним ничего общего в экономической сфере. Невзлин, в свою очередь, делает вид, что не верит в подлинность письма Ходорковского, и требует от Путина освободить своего друга, предлагая за его освобождение совсем немного, буквально "на жизнь". А учитывая то, что Ходорковский продолжает сидеть, а Невзлин неплохо себя чувствует в Герцлии-Питуах, ситуация складывается благоприятная. Прямо как в той рекламе времён финансовых пирамид, когда отец с сыном мирно сидят и удят рыбу, удовлетворённо констатируя: "Мы сидим, а денежки идут, правда, пап?". Вот и сейчас — Михаил Ходорковский сидит в "Матросской тишине", а денежки идут Леониду Невзлину в Израиль. Что остаётся России, можно только предполагать по количеству пикетчиков, занимающих исходные позиции у здания Мещанского суда , где рассматривается дело ЮКОСа.

Адвокаты

Вообще же, о деле Ходорковского можно писать целые книги всех возможных размеров и жанров. Фантазия противоборствующих сторон не знает границ. Правда, сторона Ходорковского, имея в своём составе армию профессиональных "говорителей", пока переигрывает своих оппонентов. Чего только стоит недавнее заявление Ольги Крыштановской, поставившей (разумеется, иносказательно) знак равенства между Михаилом Борисовичем и Иисусом Христом . Адвокаты же демонстрируют не только великолепную память, но и какие-то парапсихологические способности. Так, адвокат Ходорковского Антон Дрель, не скрывая своего разочарования от услышанных обвинений, сетует на то, что судьи слово в слово повторяют предыдущий текст обвинения, "вплоть до орфографических ошибок". Каким образом А. Дрель умудрился УСЛЫШАТЬ в оглашаемом судьями приговоре орфографические ошибки, осталось тайной.

Впрочем, скрытность и хитроумность адвокатов стала уже притчей во языцах. Причём скрывают свои мысли они и друг от друга в том числе. Канадский адвокат Ходорковского и Лебедева Роберт Амстердам считает, что затягивание "оглашения приговора говорит о том, что пытаются сделать так, чтобы люди потеряли интерес к процессу, в том числе и средства массовой информации". А его российский коллега Антон Дрель считает, что "текст непрочитанной части приговора составляет около 900 страниц". Посчитайте, сколько у вас времени уйдёт на чтение такого объёма материала? Прибавьте к этому тексты адвокатского творчества — понадобится не один день, а то и неделя, чтобы переварить такое количество информации. Таким образом, оглашение приговора продлится до конца этой недели, но не исключено, что это может занять около двух недель. Развивает мысль о затягивании процесса и ещё один адвокат Юрий Шмидт, заподозривший судей в том, что судья не продолжила читать приговор до окончания рабочего дня. "То, что уже второй день суд заканчивает читать приговор ранее окончания рабочего дня, совсем не случайно", — заявил Юрий Шмидт.

В общем, заговор налицо, в котором адвокаты остаются в выигрыше. Помните, "мы сидим, а денежки идут"?

Политический садомазохизм

Пока одни сидят в зале суда, а другие переживают за свои капиталы под южным солнцем, третьи отрабатывают свой гражданский долг на улице. 16 мая около здания Мещанского суда разгорались . Часть граждан вяло выкрикивала лозунги о законном месте вора, который должен сидеть в тюрьме, и особо не вмешивалась в ход событий. Зато сторонники Ходорковского устроили настоящую бучу, попытавшись проникнуть через милицейское оцепление к зданию суда. В результате столкновения особо тяжких последствий для здоровья для наступавших замечено не было, защитники демократии отделались шишками и ушибами. В общем-то, обычное дело для массовых митингов, где подобные эксцессы не редкость, если бы не пара человек, которых хотелось выделить особо — Сергей Митрохин и Гарри Каспаров.

Если молодой представитель партии "Яблоко" Илья Яшин привык к уличным боям, то его старший коллега, заместитель председателя партии Сергей Митрохин только привыкает к уличной революции. Лишившись статуса депутата Государственной Думы и приобретя за прошедшее время вполне человеческие формы, Сергей Митрохин сполна познал всю соль уличных несанкционированных митингов и стычек с милицией. Вряд ли ему по нраву рисковать своим здоровьем в потасовках и толкаться в толпе митингующих, но другого выхода, как это ни прискорбно, нет. Уютный кабинет, где можно размышлять о судьбах России, остался в далёком прошлом, и, чтобы поддерживать статус активного участника сопротивления режиму Путина, приходится потеть в пикетах.

Но в ещё более непривычной ситуации оказался бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. За последние месяцы активной политической деятельность Гарри Кимович умудрился получить по голове уже два раза. Первый раз это произошло в более-менее мирной обстановке, когда на его голову, по иронии судьбы, обрушилась шахматная доска . А второе боевое крещение Каспаров получил как раз около Мещанского суда, приняв участие в заварушке, видимо предполагая, что даже в толпе не могут не заметить его выдающиеся достижения.

Относясь уважительно к Гарри Каспарову и даже разделяя его стремление добиться справедливости, приходится всё же констатировать неутешительный факт — если раньше Каспаров сам двигал фигуры на шахматной доске, выстраивая стратегию партии, то сейчас он сам оказался в роли фигуры . И, что самое прискорбное, не совсем понятно его значение, хотя роль определена чётко — полевое "торпедирование". В бандитском сленге есть такое понятие — торпеда. То есть человек, обладающий выдающимися физическими данными, использующийся в качестве орудия устрашения объекта внимания и не особо задумывающийся о цели своих действий. Не ставший лидером объединённой оппозиции, хотя его усиленно продвигали в таковые на проходившем в декабре прошлого года "Гражданском конгрессе", не сумевшим сохранить единство в том немногом, что у него было — "Комитете-2008", Гарри Каспаров, по своей или же по чужой воле, решил переквалифицироваться в полевого политтехнолога, спустившись ближе к народу. Чем закончился спуск, уже известно. Как известно и то, что теперь и Каспаров, и Митрохин, и другие раздают интервью, в подробностях смакуя прошедшую акцию и похваляясь боевыми ранами.

В этой массовке опять остался незаметен лишь один человек — Михаил Ходорковский. "Я не считаю себя виновным, поэтому намерен добиться свободы в правовом поле и одновременно прошу моих друзей и недругов, российских и зарубежных, не превращать меня в знамя политических и околополитических проектов, с содержанием которых я не согласен", — с таким заявлением он обратился в письме, о котором было упомянуто выше. Но его слова прозвучали гласом вопиющего в пустыне, поскольку у его защитников совсем другое мнение на этот счёт. Он сидит, а денежки идут.

Игорь Кулагин

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Последние материалы