Китайской «цветной революции» - 16 лет

Тяньаньмынь В 1989 году власти Китая жестоко подавили демократическую революцию. Во время кровавой военной операции на площади Тяньаньмынь китайские солдаты застрелили несколько сотен мирных граждан. Данные о количестве жертв разнятся. Представители студенческих организаций заявляли, что на площади были убиты более 4000 человек. Число раненых — до 30000.

Китайское правительство заявило, что на площади не погиб ни один человек. Как считают наблюдатели, это верно, но лишь теоретически — большинство погибло на подступах к этой площади, так как после первых выстрелов люди начали разбегаться. Тогдашний неформальный лидер Китая Дэн Сяопин (Deng Xiaoping), якобы, настаивал, чтобы никто на площади не погиб. Ему потом с китайским иезуитством доложили, что просьба выполнена — на площади не оказалось ни одной жертвы.

Точное количество погибших и раненых остается до сей поры государственной тайной КНР. Сразу после событий официальные представители Госсовета страны называли свою цифру жертв среди демонстрантов и солдат китайской армии — 300 человек. Западные СМИ, ссылаясь на представителей китайского Красного креста, сообщали о 2600 погибших и 30000 раненых. В списках, составленных подпольно после этих событий, фигурируют имена 5000 погибших.

Протесты длились долго, их подавление развивалось стремительно. К концу дня 3 июня к площади были подтянуты танки, солдаты двинулись на площадь с нескольких направлений, наугад стреляя в протестующих. Как передавала BBC, раненых отвозили в больницы на велосипедах жители китайской столицы, шокированные страшным ответом властей на мирную демонстрацию.

Протестующие, в основном студенты, семь недель оккупировали площадь, отказываясь покинуть ее, пока их требования демократических реформ не будут выполнены. Власти пытались уговорить демонстрантов разойтись, но это не подействовало. В результате правительство решилось на крайние меры. Участников протеста, правда, власти предупредили, что пойдут на все, чтобы только предотвратить, как они выражались, "общественный хаос".

Хотя демонстранты и ожидали жесткого ответа от властей на свои требования, такого масштаба насилия они предугадать не могли. Как сообщали западные корреспонденты, бегущие в панике и смятении студенты кричали: "Фашисты, перестаньте убивать!" и "Долой правительство!". От беспорядочной стрельбы пострадало много людей, которые не принимали участие в акциях протеста. Утром 4 июня солдаты произвели еще два залпа без предупреждения, убив, как считают очевидцы, еще не менее 30 человек. После "зачистки" на площади китайские солдаты обшарили главное университетское общежитие в Пекине в поисках зачинщиков протестов, избивая подозрительных.

Мировые лидеры осудили жестокость китайских властей. Тогдашний президент США Джордж Буш заявил, что он "глубоко сожалеет об использовании силы", а британский премьер-министр Маргарет Тэтчер сказала, что была "шокирована и пришла в ужас от расстрелов" в Пекине.

Сейчас, к очередной годовщине кровавых событий в ночь с 3 на 4 июня на Тяньаньмынь в интернете появилось немало материалов, призывающих почтить память жертв китайского режима. Никакого независимого расследования событий 16-летней давности не проводилось. Сразу после подавления мирных демонстраций китайские власти принялись выкорчевывать "ростки демократии" - усилили цензуру в китайской прессе, ограничили доступ к иностранной.

К протестам 1989 года привели экономические реформы Дэн Сяопина, которые проводились в Китае с 1978 года. Постепенно появились две основные группы недовольных политикой правительства. В первую входили китайские интеллектуалы и студенты, которые считали, что реформы проводятся слишком медленно и не затрагивают политическую жизнь страны. Их раздражало, что компартия продолжает контролировать все и вся. Одним из примеров демократизации они считали процессы, которые происходили в то время в Советском Союзе, гласность и перестройку, провозглашенные Михаилом Горбачевым.

Вторую большую группу недовольных правительством составляли китайские рабочие, которые, наоборот, считали, что реформы зашли слишком далеко. Ослабление экономического контроля приводило к инфляции и безработице.

Толчком к протестам послужила смерть бывшего генсека Компартии Китая Ху Яобана (Hu Yaobang), которого "товарищи по партии" отстранили от власти в феврале 1987 года. Ху считался либералом, и его опала, наступившая в результате студенческих протестов в конце 1986 года, многими воспринималась как несправедливая, незаслуженная. Кончина Ху давала возможность китайцам одновременно выразить свое негативное отношение к новым властям: они считали, что правительство не станет подвергать репрессиям людей, вышедших почтить память бывшего лидера страны.

Требования студентов в ходе майских демонстраций 1989 года становились все более радикальными — от протестов против коррупции до лозунгов, требующих сделать прессу свободной, и даже отстранить компартию от реального управления страной. Две группы недовольных правительством — студентов и рабочих — объединили требования борьбы с коррупцией. Эти лозунги власть еще могла стерпеть. Но покушения на свою власть она не вынесла и применила оружие к мирным людям, своим гражданам — своим политическим противникам.

Протесты начались в мае во многих университетах, затем начались демонстрации на Тяньаньмынь. Они были хорошо организованы: ежедневно по площади проходили маршем студенты разных вузов, распевая "Интернационал". Затем несколько сотен студентов объявили голодовку в поддержку своих требований, пытаясь тем самым привлечь внимание всех жителей страны. Протестующие рассчитывали и на то, что в Пекине находилось немало иностранных корреспондентов — из-за майского визита Михаила Горбачева.

Постоянный комитет Политбюро Китайской компартии, вместе с бывшими, но еще влиятельными партийными руководителями, надеялся, что демонстрации скоро закончатся или ограничатся требованиями косметических реформ или расследования деятельности коррупционеров. Политбюро пыталось избежать насилия, ради этого с демонстрантами велись переговоры. Они, однако, не увенчались успехом, прежде всего, потому что требования многих групп, участвующих в протестах, сильно различались. Генсек Компартии Китая Чжао Цзыян (Zhao Ziyang) выступал за мирное решение, в то время как Ли Пен (Li Peng), третий человек в тогдашней партийной иерархии, склонялся к использованию силы.

В январе 2001 года британская "Санди Телеграф" опубликовала стенограммы заседаний высших органов КНР накануне кровавого подавления демонстраций. Эти документы спустя два года после событий на Тяньаньмынь просочились на Запад. Ли Пен, согласно этим стенограммам, пытался убедить отца экономических реформ Дэн Сяопина, что демонстрации направлены лично против него. В этом была доля истины, так как многие студенты считали, что Дэн Сяопин, который, хотя уже и не был у власти, но оставался влиятельной фигурой, должен был полностью отойти от дел.

Ли Пен также убеждал сторонника либеральной линии Чжао Цзыяна покинуть свой пост. Его после этих событий занял Цзян Цзэмин, мэр Шанхая, который в разгоне демонстраций не участвовал. Чжао Цзыян, который за свои симпатии к демонстрантам провел 15 лет под домашним арестом, умер в январе этого года. С его уходом память о тех событиях будет размываться быстрее, что на руку нынешним властям.

Если верить стенограммам, которые были опубликованы в 2001-м и в подлинности которых на Западе уверены не все, то Дэн Сяопин колебался и не был сторонником жестких решений. Тем не менее, эти решения последовали. Их приняла, как считают аналитики, группа партийных "старейшин", которые формально не занимали никаких постов. Они, однако, входили в ближайшее окружение Дэн Сяопина и через него влияли на военных: Сяопин оставался председателем центральной военной комиссии. "Старейшины" считали демонстрантов защитниками "буржуазного либерализма" и опасались, что студенты прорвутся к госучреждениям и начнут захватывать их. После подавления демонстраций на Тяньаньмынь выступления продолжались во многих провинциях Китая в течение нескольких дней. Власти сумели подавить их, не применяя оружие.

16 лет спустя около сотни родственников убитых и раненых в 1989 году обвинили правительство Китая в двойных стандартах и сравнили происшедшее тогда с Нанкинской резней, устроенной японцами в 1937 году. Обвиняя Японию в зверствах, китайское правительство замалчивает о своих жестоких действиях против демонстрантов, считают родственники участников тех событий. И хотя китайское руководство сейчас чувствует себя весьма уверенно, призрак Тяньаньмыня все еще витает над ним.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *