Птичий грипп – оружие конкурентной борьбы?

Птичий грипп Вчера стало известно, что Евросоюз ввел запрет на импорт живой птицы из Сибири. Это решение принято в связи с подтверждением в России вспышки так называемого " птичьего гриппа ". До этого Европа закрыла импорт птицы из Румынии, где также был найдена разновидность птичьего гриппа, опасная для человека.

Эта новость подольет масла в огонь нездорового ажиотажа вокруг этой проблемы в России. Несмотря на то, что поводов для паники нет, некие силы искусственно раздувают истерию по поводу якобы "эпидемии" "смертельного гриппа", уверены эксперты рынка.

"Драматизировать ситуацию нет смысла", - заявил вчера министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев , подчеркнув, что в России локализовано развитие "птичьего гриппа".

Напомним, в России об этой болезни заговорили летом, когда после случаев падежа птицы, в целях профилактики были уничтожены десятки тысяч кур в Челябинской, Тюменской, Омской областях, а также в Алтайском крае. Некоторые местности были закрыты на карантин. Совсем недавно появились сообщения о том, что болезнь добралась до центральной России – до Тульской области и, по некоторым данным, до Твери.

Однако во всех случаях местные власти оперативно брали ситуацию под контроль. В некоторых сибирских селах к сегодняшнему дню уже снят карантин. Поэтому удивительно, что Еврокомиссия наложила запрет на импорт именно сибирской птицы.

"Это искусственно созданный ажиотаж", - уверена гендиректор Российского птицеводческего союза Галина Бобылева. "И конечно, это кому-то на руку", - сказала она " ПРАВДЕ.Ру ".

С этим согласен и заместитель председателя комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике Сергей Лисовский. "Я рассматриваю шумиху вокруг птичьего гриппа, который известен уже более ста лет, как испуг западных импортеров перед растущим российским производством, и в целом как усиление конкурентной борьбы на рынке мяса птицы", - заявил Лисовский в четверг "Интерфаксу".

"Буквально до середины прошлого года никто из них не думал о птичьем гриппе в России, все просто делили наш рынок, игнорируя местных производителей, - сказал эксперт. - Но когда в прошлом году стало ясно, что Россия через три-четыре года сможет полностью отказаться от импорта, появилась необходимость остановить наш рост и сделать отрасль менее привлекательной для инвестиций".

Бобылева со своей стороны возмущается: "сдыхает 200 голов птицы, и по всем телеканалам показывают этот населенный пункт, как будто там атомная бомба упала. Нагнетая ситуацию, мы отвращаем наше население от нашей птицеводческой продукции. Значит, мы лишаем их рабочих мест".

По ее словам, об эпидемии говорить бессмысленно. "Грипп сегодня есть на подворье, у населения, на птице в частном секторе", - говорит она. К тому же, по ее словам, птицеводы сегодня резко ужесточили ветеринарно-санитарные требования.

Бобылева уверена, что падеж птиц не скажется на рынке. Она отмечает, что потери от падежа птицы несравнимы с общей картиной по отрасли. "Сегодня мы производим 1 млн 400 тысяч тонн мяса птицы", - напоминает она, отмечая, что продукция населения для рынка – это доли процента. Говоря об Утятской птицефабрике, где накануне забили 260 тысяч голов птицы, она отмечает, что никто по существу не доказал - был там грипп или не был. К тому же эта фабрика находилась близко к водоему, где обитают дикие птицы, добавляет она.

"Мифом" Бобылева называет слухи о том, что в период возникновения первой волны заболевания, у крупных предприятий на одну треть уменьшилась реализация птицы. "Глупость это, такого не было", - утверждает она. Бобылева для сравнения приводит пример: "Та же Утятская птицефабрика производила до 100 млн яиц. А во всей России производят 37 млрд яиц". Она соглашается, что "снижение небольшое было – некоторые территории, где возникало заболевание, закрывались". Но в целом ситуация была нормальная, отмечает она.

Запрет Евросоюза на сибирскую птицу России не страшен, уверена Бобылева. "Приняло бы наше правительство решение и оттуда ничего не ввозить, - мечтает она. – И тогда мы бы восстановили свое производство".

По словам Бобылевой, ажиотаж вокруг "птичьего гриппа" приводит к более тяжелым последствиям, чем возможное снижение продаж. Она опасается, что лишенные средств мелкие фермеры будут выгонять птицу на подножный корм к тем же водоемам, где велик риск заражения от диких птиц.

Впрочем, людям не стоит без нужды опасаться птичьих болезней. По словам Лисовского, вирус птичьего гриппа при дневном свете живет на более двух-трех часов, а при температуре 75 градусов разлагается. Он добавил, что любая термическая обработка уничтожает вирус. То есть от хорошо проваренной или жареной курицы заразится почти невозможно.

На сегодняшний день прямой ущерб России от «птичьего гриппа» составляет 12 млн. рублей – такие данные озвучивают в Российском птицеводческом союзе. Сумма опосредованного ущерба превышает 110 млн. рублей. Общий падёж птицы составил 12 238 голов, а ещё 144 268 были уничтожены с целью остановки распространения инфекции.

Стоит отметить, что на фоне одной истерики вокруг "птичьего гриппа" может начаться новая: ящур. Вспышки этого опаснейшего заболевания у коров имеются в девяти сёлах Приморского края и четырёх – Хабаровского. В них проводится уничтожение больных животных и вакцинация здоровых. В ряде сёл объявлен карантин.

Последние материалы