Российско-сирийско-израильский ракетный скандал: мы сдаем позиции

Россия будет поставлять Сирии зенитно-ракетные системы ближнего радиуса действия, несмотря на протесты Израиля. Но при этом президент России Владимир Путин во время своего визита на "землю обетованную" во всеуслышанье заявил, что оперативно-стратегические ракеты " Искандер-Э " нашему традиционному ближневосточному партнеру поставляться не будут вопреки воле российских военных.

Как расценивать позицию Кремля в этом вопросе? Что это: замысловатый торг или же очередной внешнеполитический провал?

Мнения российских экспертов и политиков разделились. Кто-то пытается утверждать, что ошибочна сама идея поставки вооружений странам и вообще каких-либо технологий, якобы поддерживающим терроризм. Однако известна и другая крайняя точка зрения, что для восстановления баланса на Ближнем Востоке и Сирии, и Ирану нужно поставлять как можно больше современных систем вооружений, чтобы у традиционных региональных агрессоров — Израиля и США — и мысли не было о быстрой и безболезненной оккупации этих стран.

Видно, противоречиями терзается окружение президента, и, как результат, мы можем наблюдать половинчатые меры.

С громким скандалом удалось договориться о поставке Сирии средства ПВО "Стрелец", который, строго говоря, полноценным зенитно-ракетным комплексом не является. "Стрелец" из себя представляет связку (блок) из 2-4 пусковых установок ракет "Игла", тех, которые используются в одноименном переносном ЗРК.

Устанавливаются такие блоки на автомобили, боевые машины, а также на вертолеты. Ракеты такого типа могут поражать цели на высоте до 2,5 км и на дальности до 3,3 км. Такими ракетами можно худо-бедно прикрывать войсковые колонны на марше и стационарные объекты от до- и трансзвуковых крылатых ракет, низколетящих самолетов и вертолетов.

Соответственно, чтобы там не говорили израильтяне, "Стрелец" никак не может угрожать им, если, конечно, ВВС Израиля откажутся от систематического "пиратства" в сирийском небе. Бойцам "Хезболлы", которые, по убеждению израильтян, пользуются поддержкой сирийских властей, это средство малоинтересно — слишком громоздкое для их деликатных акций. Да и задачи комплексного укрепления устаревшей ПВО Сирии "Стрелец" не решает.

Но, тем не менее, российской дипломатии во главе с президентом пришлось унизительно объяснять эти азбучные истины израильской общественности, попутно отказавшись от куда более перспективного контракта на поставку в Сирию "Искандеров", доход от которого мог бы составить сотни миллионов долларов (против нескольких миллионов от поставки "Стрельцов").

Уж что, а " Искандеры " - огромные многотонные махины — террористов точно не заинтересуют. Слишком громоздки и сложны в эксплуатации. Экспортные вариант "Искандеров" не может служить средством доставки оружия массового поражения. Как наступательное вооружение сирийской армии "Искандеры" тоже не совсем подходят — толку от них будет не больше, чем от бессмысленных обстрелов Ираком территории Израиля ракетами "Скад" во время войны в 1991 году.

В случае с Сирией "Искандер-Э" может рассматриваться только как оборонительное оружие, способное эффективно подавлять взводные и ротные опорные пункты, а также скопления войск.

"Искандер-Э" - новейшее российское оружие, высокий экспортный потенциал которого стал бы еще выше, если бы он был принят на вооружение ближневосточной страной, известной своими непростыми условиями эксплуатации боевой техники.

Кроме того, у России в Сирии немало других интересов, как и вообще на всем Ближнем Востоке. Напомним, в начале этого года российские власти списали Сирии 73% ее госдолга перед нашей страной. Часть оставшейся суммы Сирия погасит в течение 10 лет. Остальное будет использовано на инвестиции и закупку товаров в Сирии. Но самое важное заключается в том, что российские компании получают приоритетное право на реализацию своих проектов в Сирии. В первую очередь это касается проектов по нефте- и газодобыче. Уже сейчас в этой стране успешно работают российские компании Татнефть , Союзнефтегаз , Стройтрансгаз . Иными словами, Россия получает уникальную возможность после 15 лет разрухи вернуться к международной борьбе за ресурсы. Поставки современного оружия в Сирию стабилизировали бы ее политическое положение, как внутреннее, так и внешнее.

Но Путин неожиданно для всех заговорил о мифическом "нарушении баланса сил в регионе". Это заявление тем более странно на фоне подготовки Пентагоном сделки по продаже Израилю 100 авиабомб GBU-28 с лазерным наведением. Бомба имеет вес 2,2 тонны. Она способна поражать сильно защищенные малоразмерные объекты — будь то глубокие бункеры или долговременные огневые укрепления. Это чисто наступательное оружие, угрожающее, в частности, иранским объектам ядерной энергетики.

О каком балансе сил говорить, если США ежегодно поставляет на Ближний Восток вооружений на $6,8 миллиарда, что признал даже Путин, в то время как Россия (один из крупнейших мировых экспортеров вооружений) — всего лишь на $500 миллионов. О каком балансе идет речь, если Израиль является единственной страной в регионе, обладающей ядерным оружием и полным спектром современных средств вооружения.

Кроме этого, нельзя не отметить хамское поведение Израиля на мировом рынке вооружений, где он самым беспардонным образом теснит Россию. Израильские компании при открытой поддержке своих властей врываются на традиционные российские рынки сбыта, предлагая модернизацию советской техники, причем действуют они далеко не рыночными способами.

Как напомнил в интервью "ПРАВДЕ.Ру" вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, израильтяне совместно с Румынией модернизировали МиГ-21. Также их компании оказывали мощное давление на Россию, навязывая невыгодную сделку по модернизации из помощью самолетов дальней радиолокационной разведки и обнаружения А-50 ("русский АВАКС"), поставлявшихся за рубеж. "Тогда удалось доказать министру обороны и президенту, что это то же самое, что договариваться совместно производить консервы — вы делаете жестяную банку, а мы — продукт, — рассказывает Ивашов. — Но когда отстояли, то израильские компании сделали все возможное, чтобы Индия отказалась от поставок этого самолета".

"Они брали наши технологии, дополняли своими и оставляли нас на вторых-третьих ролях", — говорит генерал.

Ивашов выразил сомнение в том, что израильтяне могут пойти на уступки России на мировом рынке вооружений после реверанса Путина по вопросу поставки ракет в Сирию. "У меня сомнений нет, что это — игра в одни ворота", — сказал он.

Леонид Ивашов в интервью "ПРАВДЕ.Ру" дал однозначную оценку уступкам Израилю со стороны России, как провал во внешней политике:

- Это еще раз подчеркивает внешнюю зависимость, внешнюю управляемость позиции России. Российское руководство несамостоятельно в отстаивании интересов государства. Оно по сути дела все время подыгрывает интересам других стран. В данном случае, подыгрывает двум — Соединенным Штатам и Израилю.

- В то же время заявления Путина о нашей отступательной, соглашательской линии, звучат на фоне того, что американцы сейчас поставляют Израилю бомбы, которые способны уничтожать защищенные объекты. Конгресс скорее всего одобрит в ближайшие дни (эту сделку — прим. ред.). Понятно, что это оружие наступательное. Это оружие предназначено для поражения защищенных командных пунктов на территории других государств. Наверняка, каких-то промышленных и военных объектов. По сути дела, это указывает на то, что против Сирии или Ирана готовится очередная агрессивная акция. Мы же на этом фоне своих естественных друзей, оставляем их безоружными.

Точно так же мы поступали в отношении Союзной республики Югославии, когда подписали эмбарго. НАТО готовилось к ударам, не скрывая того, что они совершат агрессию. Мы не могли поставить ни одного патрона. Мы вели себя точно так же в ситуации с Ираком и ведем в повседневной практике. Своими заявлениями, по сути дела, мы поощряем агрессоров.

Заявление Путина — из той же серии. Во-первых, мы подчеркиваем свою несуверенность, зависимость нашей политики. Во-вторых, все более и более становимся одинокой страной мира — есть такая категория стран. Когда у нас нет ни союзников, ни друзей, а наши попытки войти в западный мир не встречают поддержки даже с стороны стран этой части мира.

Поддержки и не может быть, так как нас рассматривали и рассматривают в качестве геополитического соперника, но не как ни союзника, ни как равноправного партнера.