Архитекторы раздали свои «нобелевские» премии

XXII конгресс Международного Союза Архитекторов (UIA) в Стамбуле назвал своего лауреата. Им стал японский архитектор Тадао Андо.

Руководство UIA создавало свою премию, намереваясь сделать ее архитектурным аналогом Нобелевской премии. Справедливости ради надо сказать, что за право называться Нобелевской премией от архитектуры борются Притцеровская, которая вручается каждый год, Карлсбергский приз, который вручают раз в четыре года, «Золотой лев» Венецианского биеннале, сообщает «Коммерсантъ».

Андо стал первым, кто собрал премии всех архитектурных «нобелевок».

Это тем более поразительно, если знать, что Андо не работает над имиджем архитектурной звезды. Он не издает манифестов, не заигрывает с публикой, не стремится стать архитектором-космополитом, большинство его творений находится в Японии, вокруг родной Осаки. Он даже никак не определяет направления, в котором работает.

Любимый материал Андо – неокрашенный бетон. Любимые архитекторы Андо - Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье. Впрочем, как и у большинства европейских архитекторов его поколения. Но у них идеи великих мастеров приводит к застройкам наподобие советских спальных районов и промзон, а у Андо те же формы и принципы приобретают глубину и изысканность японского хокку, а фактура грубого бетона оказывается основанием для медитации.

Наверное, поэтому архитекторы всего мира, глядя на его работы, чувствуют, что занимаются не строительством, а искусством, и отдают ему за это все премии, которые у них есть.