Лес устал быть сырьевым придатком

Сегодня доля России в мировом объеме производства продукции лесной промышленности — менее 3 процентов. С тем, что этот показатель не соответствует сырьевым возможностям страны, согласны все эксперты. Другой вопрос — как изменить нынешнюю ситуацию? Об этом на прошлой неделе шла речь в Петербурге, где проходил V Международный лесопромышленный форум "Лесопромышленный комплекс России XXI века".

Лес — наше богатство. Это знают все. Также нашими богатствами являются нефть и газ. Но нефтяная и газовая отрасли развиваются гораздо энергичнее, нежели лесопромышленная — сегодня продукция ЛПК составляет всего около 2,7 процента внутреннего продукта и примерно 4 процента выручки от экспорта. При этом в структуре экспорта уверенно лидирует сырье.

Не так давно российским Правительством был разработан прогноз развития лесопромышленного комплекса. Запланировано, что к 2005 году объем производства в ЛПК должен вырасти в 1,6 раза, к 2010 году — в 2,7 раза, на 2015 год прогнозируется четырехкратный рост. Правительство считает, что выполнить эти планы предприятия лесопромышленного комплекса смогут за счет "ввода новых мощностей и увеличения выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции". Однако откуда появятся эти новые мощности и каким образом повысится качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции? Четкого ответа на этот вопрос пока не дано.

По мнению председателя совета директоров ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз" Захара Смушкина, несмотря на то, что в последнее время российское Правительство стало уделять лесопромышленникам больше внимания, нежели раньше, в России по-прежнему нет стратегии развития ЛПК: "До сих пор не определено место российского лесопромышленного комплекса в отечественной экономике и в международном разделении рынка. Не названы главные ориентиры и, следовательно, не определены направления и масштаб необходимых инвестиционных проектов по развитию производства. А между тем структурный переход страны от "сырьевого придатка" - к глубокой переработке древесины в руках государства, определяющего экспортную таможенную политику".

Все эти моменты, считают эксперты, могли бы найти отражение в документе с условным названием "Национальная лесная политика РФ на период до 2030 года".

О необходимости разработки и принятия подобного документа на заседании Лесопромышленного форума говорили многие. "Сегодня бизнесу не нравится, что до сих пор в лесопромышленном комплексе нет устойчивых правил игры. Бизнес ищет ориентиры развития, которые должны указать профильные министерства. Сегодня их три: Министерство промышленности, науки и технологий; Министерство природных ресурсов и Министерство экономического развития и торговли. Необходимо совпадение мнений, и тогда не будет проблем в отечественном ЛПК", — считает заместитель полномочного представителя Президента на Северо-Западе Любовь Совершаева.

Волнует специалистов и дальнейшая судьба Лесного кодекса. Нынешний его вариант профессионалы отрасли считают несовершенным и предлагают принять новую редакцию Лесного кодекса уже в первом квартале 2004 года. Не исключено, что при этом в Лесной кодекс будет внесена поправка, вводящая понятие частной собственности на лес. По мнению председателя Комитета по природным ресурсам Госдумы Александра Белякова, появление частной собственности позволит существенно повысить культуру лесопользования, которая сегодня зачастую не выдерживает никакой критики.

Однако решить задачи, стоящие перед лесной отраслью, касающиеся и роста объемов производства, и повышения эффективности управления лесными богатствами России, вряд ли возможно без привлечения серьезных инвестиций. И тут ситуация складывается противоречивая. Сказать, что зарубежные инвесторы не проявляют интереса к российскому ЛПК, — значит погрешить против истины. Интерес-то проявляется, и немалый (доказательство тому — участие в Лесопромышленном форуме представителей Германии, Швеции, Финляндии, Италии, Испании, Франции, Польши, Чехии и других стран). Одна беда: этот интерес очень робко трансформируется в реальные инвестиционные проекты.

По мнению Захара Смушкина, отсутствие крупномасштабных инвестиционных проектов в отрасли имеет несколько причин. Во-первых, инвесторы не видят долгосрочной государственной политики в отношении лесопромышленного комплекса, что автоматически повышает инвестиционные риски. И во-вторых, инвесторов отпугивают корпоративные конфликты, связанные с попытками передела собственности в отрасли.

Схожей точки зрения придерживается и Александр Беляков: "Сегодня не слышно публичной позиции государства по проблеме корпоративных захватов. Разве в таких условиях инвестиции в Россию придут?"

О необходимости определить источники и ресурсы роста инвестиционной активности в ЛПК говорится и в резолюции, принятой по итогам Лесопромышленного форума. И это не просто дежурные слова: от того, какие действия последуют за этими словами, зависят перспективы российского лесопромышленного комплекса. А значит — и российской экономики.

Сергей Бородулин, "Российская газета"