Кандидата в премьеры обвиняли в растрате

Кто-кто? — суетился политический бомонд. — Фрадкин? Фрадков?". Даже руководители "Единой России", с которой как сообщалось, Владимир Путин проводит консультации по кандидатуре нового председателя правительства, были поражены, услышав, наконец, заветное имя. Вернувшись из Кремля и находясь, надо думать, в растерянности, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска бесхитростно заявила о том, что никто из политиков (в том числе, очевидно, состоящих в правящей партии) ни разу не назвал фамилию Фрадкова. Зампред бюджетного комитета Виталий Шуба подтвердил, что в ходе консультаций обсуждались пять-шесть кандидатур, но про посла России в Евросоюзе (последняя должность Михаила Фрадкова) ничего не говорилось. Получается, что такое принципиально новое явление, как консультации президента с партией парламентского большинства, свелось к обсуждению кандидатуры премьера вообще. Частности остались за президентом, который и сделал свой выбор.

Впрочем, по сведениям "НИ", о Фрадкове как о возможном премьере Владимиру Путину не раз говорил глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. Несмотря на то, что в одном правительстве они никогда не работали, пути директора Службы внешней разведки РФ (Примаков) и замминистра, а потом и министра внешних экономических связей (Фрадков) часто пересекались. Именно Евгений Примаков понял, что Михаил Фрадков — человек предельно осторожный, любит держаться в тени и никогда не предается такому развлечению, как "своя игра". Что немаловажно.

Кандидатуру Фрадкова поддерживал и министр обороны Сергей Иванов, для которого посол России в ЕС — человек не чужой. Известно, что карьера Михаила Фрадкова началась в 1973 году, когда он стал работать в советском посольстве в Индии. Дальше вплоть до 1992 года Фрадков занимал должности, связанные исключительно с внешнеэкономической деятельностью.

Итак, силовик, но элитный (много лет провел за границей), не совсем свой (не питерский и в правительстве Путина работал буквально полгода), но никогда не станет чужим. Все эти факторы, очевидно, и сыграли в пользу кандидатуры Фрадкова. Ступеньки сложились в лестницу и подняли на самый верх российской власти человека, известного деловой общественности гораздо меньше, чем в свое время Михаил Касьянов.

Тем не менее в смысле пресловутой "знаковости", которой должна обладать фигура нового премьера, тоже все в порядке. В 2001-2003 годах Фрадков возглавлял Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). Таким образом, Путин теперь может заявить избирателям, что на выборы он идет не с премьером, который ЮКОС публично поддерживает, а с человеком, который 2 года выбивал из олигархов налоги в государственную казну. О том факте, что Фрадков, по сути дела, "похоронил" ФСНП, населению можно не рассказывать. Между тем большому количеству сотрудников МВД известно, что Фрадков пришел в налоговую полицию именно в тот момент, когда эта структура научилась распутывать сложные схемы ухода от налогов. Новый глава ФСНП проработал в этом ведомстве ровно 2 года, после чего, как говорят, "все развалил", и службу закрыли.

Официально версией упразднения ФСНП была так называемая оптимизация силовых структур. Однако на коллегии Минфина в 2003 году министр по налогам и сборам Геннадий Букаев иронично заметил по этому поводу: "Вот что бывает с теми, кто не выполняет бюджетные задания".

Что касается равноудаленности Михаила Фрадкова от различных финансово-промышленных группировок и его крайней осторожности, то эти посылы тоже из разряда "для внешнего пользования". Кандидат в премьеры не с Луны же свалился. Многим известно, например, что у него сложились хорошие отношения с "Альфа-Групп" и Петром Авеном. А также что в 1996 году Генпрокуратура возбудила уголовное дело (которое было быстро закрыто) по факту растрат в Министерстве внешнеэкономических связей, о чем в мае 1996 г. писали "Известия". Проверка контрольного управления президентской администрации и Минфина установила тогда, что из доходов министерства за 1994 год чиновники пустили на свои нужды 4,9 млрд. рублей (премии, матпомощь, покупка недвижимости министерским руководством). Как вскользь говорилось в материалах дела, документы о выдаче этих денег должен был подписывать не только тогдашний министр Олег Давыдов, но и его первый зам. Михаил Фрадков. Бывшего премьера Михаила Касьянова тоже вызывали в Генпрокуратуру по "рыбному делу", что не помешало ему сохранить пост. До поры до времени.

Вполне возможно, что все эти штрихи к портрету нового члена новой команды президента вообще не будут приниматься в расчет. Как заявляли вчера все комментаторы, Михаил Фрадков — человек временный. Он нужен для того, чтобы вместе с Владимиром Путиным до неузнаваемости изменить очертания власти. В частности, сделать из правительства орган, целиком и полностью подконтрольный Кремлю и его администрации. Фрадков за годы, проведенные в правительстве, был членом трех комиссий по упразднению ведомств (Министерство внешнеэкономических связей, Министерство торговли и ФСНП).

"Новые Известия"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить