Отставка — минимум, который заслужили руководители силовых структур

Мы уже привыкли чувствовать себя беззащитными. Новостные телепрограммы напоминают сегодня фронтовые сводки: серия террористических актов застала страну врасплох. Всего за несколько дней жертвами сразу нескольких терактов стали сотни человек. Фактически целую неделю бандиты методично демонстрировали российскому населению свое всемогущество и безнаказанность. И, если отбросить горечь и эмоции от чудовищных потерь и унижений, которым подвергли Россию и ее народ международные террористы, вырисовывается четкое понимание главной проблемы, стоящей ныне перед страной. Проблема эта формулируется очень просто: выяснить, почему сработала вхолостую огромная и дорогостоящая машина правоохранительных органов, и кто ответит за очевидный провал отечественных спецслужб. Фотороботы исполнителей очередного теракта нам показывают только после ликвидации его последствий. Тех, кто по роду своих должностных обязанностей должен предупреждать вылазки боевиков, мы видим каждый день по телевизору. Последние дни августа лица чиновных персон выражали редкую для их ранга растерянность. После каждого теракта руководители силовых структур заявляли, что все будет расследовано, меры приняты, охрана усилена. Каждый день являлся опровержением слов силовиков. Бандиты словно нарочно глумились над их словами, над их беспомощностью, демонстрируя российским гражданам никчемность и бездарность их "охранителей". Хуже и циничнее остальных выглядели представители Генпрокуратуры.

Взрыв на автобусной остановке в Москве прокуратура расценила, как обычное хулиганство. Специалисты предупреждали о том, что неправильной квалификацией преступления представители правоохранительных органов только провоцируют террористов. Тем не менее, свое мнение о причинах взрыва прокуратура изменила только после волны общественного протеста, поднятого независимыми СМИ. Многие посчитали это простой ошибкой. Генеральная прокуратура тут же их разубедила. По факту двойной авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по той статье УК, которая предусматривает ответственность за "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта". Версия о теракте накануне выборов в Чечне показалась руководству Генпрокуратуры неактуальной. В результате прокуроров разоблачили далекие от политики представители авиакомпании "Сибирь", распространившие в СМИ текст телеграммы начальника смены военного сектора Главного центра Единой системы организации воздушного движения РФ. В ней прямо говорилось о том, что пилоты погибших лайнеров успели перед смертью дать сигнал о захвате воздушного судна. После взрыва на станции метро "Рижская" прокуроры уже не говорили о халатности или несчастном случае, они просто с угрожающим видом раструбили через послушное телевидение о возбуждении уголовного дела по факту взрыва.

Уже на следующий день террористы продемонстрировали, как сильно они испугались прокурорских угроз. Да и с чего им бояться упитанных дядек в прокурорской форме, привыкших за последние четыре года лишь к делам по захвату чужой собственности в интересах заинтересованных лиц? Разве страшны они для террористов, уголовников, бандитов? Нет, их боятся только бизнесмены и простые граждане, которые понимают, что являются владельцами своей собственности лишь до того момента, пока эта собственность не приглянется кому-то, кто знаком с местным или паче того московским прокурором. Какой смысл для скрывающегося в горах террориста бояться российских силовиков, когда с методичной регулярностью бандиты из года в год доказывают нам и себе, что даже вооруженные армейские и милицейские посты не являются для них серьезным препятствием? Что страшного для бандитов всех мастей в генпрокуроре Устинове — они же не владеют легальным и доходным бизнесом, значит, и бояться нечего. Какой толк террористам бояться замгенпрокурора Бирюкова, который, по слухам, всю "критическую неделю" лечил в солнечной Швейцарии простуженное горлышко? Чем страшен для них прокурор Каримов, ведущий дело ЮКОСА и прославившийся тем, что в свое время закрыл знаменитое "голубое дело"? Не нужно быть специалистом, чтобы в двойной авиакатастрофе увидеть террористический акт. Трудно посчитать хулиганством подрыв в людном месте самодельной мины, начиненной болтами для лучшего поражающего эффекта. И уж совсем необъясним тот факт, что организаторы этих преступлений, открыто взявшие на себя вину за гибель десятков людей, до сих пор находятся в федеральном розыске, а не отсиживают свой пожизненный срок в специализированной тюрьме. Поразительную живучесть террористических организаций можно объяснить только слабой профессиональной подготовкой тех, кто отвечает за борьбу с экстремизмом. Или, что гораздо хуже, прямым саботажем со стороны руководства правоохранительных ведомств.

Вопрос лишь том, что для себя ставит высшим приоритетом руководство страны: безопасность собственных граждан (которая, кстати, декларировалась как один из главных пунктов в предвыборной программе президента Путина), или сохранение особого положения в обществе руководителей силовых структур, одновременно всесильных, когда дело касается перераспределения собственности и личного обогащения, и беспомощных, когда нужно защитить граждан от террора и бандитизма. При любом прокурорском раскладе, человеческие жизни должны оцениваться дороже приватизированного десять лет назад имущества. Лучше всего об этом должен знать глава государства: ведь, как ни цинично это прозвучит, именно от благополучия избирателя в конечном итоге зависит исход любых выборов. Трудно представить, чтобы в любой цивилизованной и демократической стране руководители силовых структур сохранили бы свои посты после ТАКОГО провала. Трудно предположить, что российские граждане не удивятся, что отставок не будет. Уже сейчас форумы рунета переполнены гневными письмами граждан, не понимающими бездействия Президента. Очевидно, что если Президент не найдет в себе смелости дистанцироваться от своего нынешнего силового окружения, все бесчисленные претензии к ним будут рано или поздно переадресованы в его адрес. И пока что слабо распространенные в обществе настроения, когда Президента по сути называют главой хищнической и бездарной "силовой элиты" ( как это, например, фактически преподнес с дни террактов известный журналист Сергей Доренко ), станут повсеместными.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *