Частные ЖЭУ. Интинский вариант

В наших предыдущих публикациях на тему частных ЖЭУ неоднократно в качестве положительного примера для подражания упоминался опыт маленького северного города Инты. Да и руководители ухтинских коммунальных служб в приватной беседе с нашими корреспондентами указывали, что Инта — единственный положительный пример участия коммерсантов в развитии ЖКХ в Коми. Оставалось только одно: увидеть все своими глазами, отправившись в Инту, для изучения тамошнего способа решения коммунальных проблем. Что и сделал журналист "НЭП+С".

Инта негостеприимна к чужакам. Это я понял по не работающим телефонам-автоматам, не ходящим по расписанию автобусам и бешеным ценам на минеральную воду. Инте сейчас плохо. Созданный в связи с развитием угледобывающей отрасли в середине прошедшего века город умирает месяц за месяцем — с каждой закрытой шахтой, с каждым уехавшим на более благодатную землю человеком. Благо, коллеги с интинского телевидения проводили меня по дебрям незнакомого города до здания, где расположилось ООО "Аметист". Его руководитель Евгений Сенаторов и является одним из пионеров частных ЖЭУ в нашей республике.

Предыстория

История жизни Евгения Сенаторова — тема для написания иного бестселлера. Уже во время объявленной Горбачевым "перестройки", в середине восьмидесятых, устав от работы в горкоме КПСС, он решил заняться предпринимательской деятельностью. В то время душа Евгения Васильевича лежала к обработке полудрагоценных камней. Причем бизнес по началу строился только на личном энтузиазме организатора. Первые полгода работники возглавляемой Сенаторовым фирмы не получали заработной платы. Все деньги из небогатого начального капитала уходили на покупку необходимых для производства станков и шлифовальных камней. Но зато, когда интинские мастера решились представить свои работы на проводимой в московском павильоне ВДНХ выставке, посетители ахнули. Лучшие камнеобработчики России (из Москвы, Петербурга, Свердловска), поражались: как смогли гости с Севера, не имея ни чертежей, ни технологии изготовления, произвести сложнейшие ювелирные изделия, вызывавшие восхищение у всех посетителей выставки. Следующий год — триумфальное шествие фирмы Сенаторова по всей России. Заказы на поставку интинских изделий приходили и из Калининграда, и из Магадана. Точку в успешном развитии предприятия поставил приснопамятный дефолт августа 1999 года. Все наработанные за время деятельности компании фонды в один момент превратились в прах. Надо было начинать с начала.

И тут в голове Владимира Васильевича появилась идея...

История

"Я устал жить в грязном, заплеванном подъезде — говорит Владимир Сенаторов — я захотел взять на обслуживание ту территорию, где я живу. Под свою ответственность".

Дальше — больше. На взятые кредиты Сенаторов организует собственные торговую и строительную фирмы. Попутно начинает заниматься коммуналкой. Начали интинцы с одного отдельно взятого дома. Отремонтировали подъезды. Покрасили стены.После этого отреставрировали соседние дома , заменили стекла в подъездах. Пусть для кого-то усилия коммунальщиков остались незамеченными, но ООО "Аметист" уже тогда старалось сделать все для своего города.

Уже с начала 2000 года предприятия Сенаторова были готовы оказывать коммунальные услуги населению. Его фирма была единственной, заявившей о своем участии в конкурсе на покупку одного из системообразующих интинских заводов, переживавшего тогда не лучшие времена. Покупка этого предприятия заставила городскую администрацию считаться с "Аметистом" всерьез.

И вот тогда, поняв, что ответственные лица города гнутся под нажимом новопринятого российского законодательства о реформировании жилищно-коммунального комплекса, Евгений Васильевич решил организовать в своем городе первое частное ЖЭУ. Поначалу его идея не вызвала бурного энтузиазма у интинских властей. Потом те вынесли вердикт: "Можно попробовать...". И вот 25 марта 2001 года Сенаторова вызывают в мэрию: "Мы решили выделить вам территорию для обслуживания. Приступить необходимо с 1 апреля". В нечеловеческом ритме за 5 дней были найдены помещение для частных коммунальщиков (за тот же срок в нем пришлось еще и устанавливать телефон), необходимые хотя бы на первое время кадры, спецтехника. В указанный срок первое в Инте коммерческое ЖЭУ приступило к работе. На его балансе тогда находилось 13 домов. Но "несчастливая" цифра не испугала Сенаторова. Он умел и хотел делать дело. И это несмотря на то, что в помощи от бюджетных коммунальщиков "Аметисту" было категорически отказано. Вплоть, по словам Евгения Васильевича, до угрозы увольнений работников Управления жилищно-коммунального хозяйства, желавших подставить плечо частникам. Мало того, когда они принялись наводить порядок на своем участке — красить дома, белить подъезды — городская "Служба заказчика" обвинила их в... занятии показухой...

"Вы поймите, я предоставляю качественные коммунальные услуги не из желания навредить остальным, государственным ЖЭУ, — разгорячившись, объясняет Евгений Васильевич. — Просто, когда плохо работают они, жильцы говорят: "Виновато УЖКХ", когда сбой происходит у меня, говорят: "Виноват Сенаторов". Я должен заботиться о своем имени!"

Однако подобная забота приносит много хлопот. Возьмем для примера хотя бы ремонт крыш. Повсеместно в нашей республике он производится по одной технологии: плавится битум, им заливается крыша, поверху наклеивается рубероид. Специалисты "Аметиста" прознали, что одна из российских фирм изобрела технологию, существенно уменьшающую затраты на ремонт. Позвонили в указанную фирму. Стоимость "ноу-хау" - 140 тысяч рублей. Дорого... Но отправленный в командировку на завод-производитель интинец вернулся со словами: "Васильич, есть выход!". Из купленных в пределах нашей республики деталей северные умельцы сконструировали 10 пресловутых агрегатов. Себестоимость работ составила... 40 тысяч "деревянных". С тех пор жильцы обслуживаемого фирмой Сенаторова района знать не знают, что такое текущие крыши. "Мы пытались поделиться технологией с остальными, — говорит глава "Аметиста", — но, узнав, что требуются некоторые затраты, представители "Службы заказчика" сразу же перестали нас слушать. Все уверения, что вложенные деньги окупаются с лихвой, не имели никакой силы...".

Проблемы

Вообще, интинские власти сделали все возможное для неуспеха коммерческих ЖЭУ в своем городе. И факт существования подобных контор и по сей день нужно воспринимать не "благодаря", а "вопреки". Сколько кабинетов обошел Сенаторов с банальной просьбой: разделить указанные в квитках платежи — отдельно за воду, отопление, газ, отдельно за предоставление коммунальных услуг. Подобный способ оплаты позволил бы частникам получать деньги напрямую, и очень бы облегчил их работу. "Нельзя!" - говорили чиновники всех уровней. "Почему?!". "У нас так компьютер не посчитает!". Евгений Васильевич появился на пороге УЖКХ с опытным программистом — сейчас, мол, наладим компьютер. Но к электронному мозгу интинской коммуналки его так и не подпустили. "Вы что, хотите, чтобы вам они платили, а мы так и оставались без денег?" - возмущался на Сенаторова спустившийся из своего кабинета начальник. Без комментариев...

"Скажите, а выгодное это занятие — частные ЖЭУ?" - задал я Евгению Васильевичу давно мучивший меня вопрос. "Если играть по правилам, установленным государством, — однозначно невыгодное, — отвечает тот. — Только один день аренды, скажем, грейдера стоит семь тысяч рублей. Откуда фирме взять такие деньги? Но если подойти к водителю и предложить пять бутылок водки, он не откажется. А как прикажете оформлять такую взятку официально? Или лучше оставить район неубранным?! Нужно учитывать еще и то, что у меня есть своя строительная фирма, и массу техники я привлекаю из ее фондов. Начинать частное ЖЭУ на пустом месте — дело бесперспективное".

Иван ИВОНИН
Ухта — Инта,
"НЭП+С"

Обсудить