Учебник раздора: министра образования освистали в Кремле

Это только кажется, что горячие диспуты на религиозные темы, заканчивавшиеся порой междоусобицами и гражданскими войнами, навсегда остались далеко в прошлом. Конечно, сейчас уже никто не сжигает своих идеологических противников на костре, и судьба Яна Гуса , принявшего мученическую смерть за свои убеждения, не грозит никому из религиозных деятелей нашего времени. И все же религия по-прежнему остается той сферой общественной жизни, где каждое неосторожное слово может стать камнем, за которым сходит с горы целая лавина.

В понедельник в Государственном Кремлевском дворце начались Международные образовательные Рождественские чтения. Открывал их по традиции Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В своем выступлении он подчеркнул, что проблему бездуховности российского общества нужно решать совместными усилиями церкви и государственных институтов, в первую очередь, образования.

«Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем активное противодействие преподаванию в школах основ православной культуры?» - этот вопрос Патриарха, заданный как бы в пространство, был, на самом деле, адресован присутствовавшему в зале министру образования и науки Андрею Фурсенко . И тому пришлось отвечать.

А отвечать-то, по существу, было нечего. Потому что никаких решений о преподавании предмета « Основы православной культуры » (ОПК) на уровне правительства не принималось. Вопрос этот по-прежнему решается на местах самочинно - так, в Ногинском районе преподавание этого предмета ведется в городских и районных школах с 1997 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в Смоленской области ОПК преподается в школах по личному распоряжению губернатора. Но внятной позиции государства по этому поводу не существует.

Если, конечно, не считать таковой личную позицию Андрея Фурсенко, который известен православной общественности как последовательный противник ОПК. Патриоты обвиняют министра в том, что именно он вынудил покинуть Минобрнауки разработчиков проекта ОПК - профессора Леонида Гребнева и Любовь Гармаш. А весной прошлого года на съезде молодежного движения «Наши» Фурсенко без обиняков заявил, что он является противником введения в средних школах курса "Основы православной культуры".

России, как стране многих конфессий, по мнению министра, такой предмет не нужен. Удачной альтернативой может стать любимое детище Фурсенко - учебник по истории мировых религий. Отвечая Патриарху, Фурсенко не мог не упомянуть о том, что подготовка пособия по этому предмету для учащихся 10-х - 11-х классов близится к завершению. «Хочу выразить особую признательность Московскому Патриархату Русской Православной Церкви за внимательное заинтересованное прочтение этого текста и максимально доброжелательную скрупулезную критику», - добавил министр, пытаясь, по-видимому, оправдаться перед православной аудиторией за пропаганду атеистического курса.

Реакция зала оказалась неожиданно бурной. Раздались крики: «Кому это нужно!» «Вы в России живете или где?», «Не нужна история мировых религий!». Некоторые слушатели чтений принялись освистывать министра, не давая ему продолжить. И только вмешательство Патриарха Алексия II несколько отрезвило собравшихся.

Стены Кремлевского дворца такого, пожалуй, еще не видели. Не удивительно, что инцидент с министром образования вызвал широкий резонанс в обществе. Сайт «Ислам.Ру» немедленно опубликовал статью под названием «Свист новой инквизиции в Московском Кремле». В ней, помимо всего прочего, задавался и такой вопрос: защищать ли мусульманам слабеющее Государство Российское от угрозы со стороны набирающей силу православной церкви?

Тут уместно вспомнить, что на Фурсенко оказывает влияние политтехнологическое движение методологов во главе с Петром Щедровицким , являющимися разработчиками опасного проекта «русский ислам». Ликвидация курса Основ православной культуры происходит параллельно со смычкой административных структур именно с теми радикальными исламскими организациями, которые занимаются активным прозелитизмом среди русского населения, прежде всего с Советом муфтиев, возглавляемых Р.Г. Гайнутдином .

Вопрос о школьном учебнике постепенно приобретает черты проблемы государственной важности. И это не просто спор о том, должно ли государство, которое согласно Конституции отделено в России от церкви, вводить в школе религиозную дисциплину. За дискуссией о том, что преподаватьроссийским школьникам - историю мировых религий или основы православной культуры - стоит реальнаяопасность межконфессиональных конфликтов. Закрывать на это глаза было бы не просто недальновидно, но еще и опасно.

Комментарии экспертов: Юрий Крупнов , бывший начальник отдела научно-методического обеспечения развития образования Управления информационных технологий в образовании Министерства образования (2000-2002 гг)

Тысячелетняя российская цивилизация и государственность основаны на православии в его диалоге с иными цивилизациями и культурами. Это фундаментальный факт, который в здравом уме не будет оспаривать ни один человек и который определяет уникальность нашей цивилизации.

Но в системе действующей Конституции и общего правового пространства неправильно обвинять министра образования и науки Андрея Фурсенко в том,что он якобы выступает против введения Основ православной культуры, пытаясь заменить их Историей мировых религий. Как чиновник, Фурсенко не имеет возможности действовать иначе.

В Статье 14-й Конституции одноначно определено, что "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Немаловажно и фундаментальное конституционное положение Статьи 2-й в том, что "Человек,его права и свободы являются высшей ценностью", что по факту означает, что любой родитель получает все основания требовать от государства защитить его (именно "защитить"!) от введения Основ православной культуры и тут же потребовать введения Основ мусульманской культуры, а также Основ ещё как минимум двух "религиозных объединений".

Так что энергию свиста направляли не в ту сторону. Следовало бы требовать пересмотра Конституции, согласно которой есть множество, фактичеки неограниченное количество религий, и они все в своём существе одинаковые.

С другой стороны, региональные власти имеют сегодня все возможности вводить практически любые факультативные (и не только) дополнительные курсы. Они и вводят.

К Министерству образования и науки необходимо предъявлять совсем иную претензию. Ту, что содержание образования в целом является абсолютно неадекватным и с точки зрения технологической, и с точки зрения мировоззренческого единства.

Всё содержание образования в России должно быть построено с основой на православных принципах. Принципах - а не рассказах об истории православия и обильного цитирования церковной литературы невпопад. Главный принцип здесь - принцип личности, как высшей реальности человека.

Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель исторического ф-та МГУ, лауреат премии Президента РФ в области образования.

Полагаю, не дать ребенку знаний о вере, значит ограбить его духовно. Когда он вырастет, каким образом сделает он выбор: избрать путь веры или безверия? Ведь информацию о том, что есть вера, от него утаили… С этой точки зрения, введение «Основ православной культуры» в школе – давно назревший шаг.

Введение ОПК должно производиться «гибко». Прежде всего следует обобщить опыт преподавания этого предмета в Смоленской области, других регионах. Возможно, первые несколько лет стоит преподавать ОПК факультативно, а потом, по результатам, начать перевод в «обязательный» набор. В ОПК стоит включить раздел «Религии народов России», апеллируя к практической надобности, а не к политкорректности. В этом смысле «российский» раздел существенно полезнее непрактичного курса «Религии мира». В районах компактного проживания мусульман или, скажем, иудеев, может быть – по решению местных властей - введено преподавание основ исламской культуры, основ иудейской культуры для тех школ, где преобладание детей, принадлежащих к данных конфессиям, очевидно.

Пособие Бородиной «Основы православной культуры» достаточно информативно. Если кто-то из преподавателей не приемлет именно его, то ведь учебники можно разнообразить. К тому же, существует большой раздел « Православие » в томе «Религии мира» серии «Энциклопедия для детей», и он также может быть использован как дополнительное или даже основное учебное пособие. Издательство «Лепта», насколько мне известно, готовит к изданию «Православную семейную энциклопедию». Полагаю, вопрос об учебных пособиях – технический. Он не должен отвлекать от сути дела: религиозное образование необходимо!

Обсудить