Алексей Тулупов, президент ИК "Росбилдинг": "Главная проблема - криминальные поглощения"

- Какие проблемы рынка слияний и поглощений вы считаете требующими немедленного решения?

- Главная проблема - это криминал , незаконная деятельность на этом рынке. Именно те структуры, которые применяют незаконные методы: подделку документов, шантаж, силовые захваты,- создают угрозу экономической безопасности предприятий. Несмотря на то что эпоха дикого рейдерства в России кончилась, до сих пор существует путаница понятий, когда криминальные поглощения ошибочно идентифицируют с недружественными. Для нормальных участников рынка это создает серьезный побочный эффект: в общественном сознании все компании, работающие в данном сегменте,- это рейдеры, "плохие парни". На самом деле под термином "недружественное поглощение" (hostile takeover) во всем мире понимают покупку пакета акций предприятия против воли его менеджмента, но по воле акционеров. Законное приобретение через недружественное поглощение означает прямое инвестирование в покупку и реструктуризацию предприятий, управлявшихся непрофессиональными менеджерами. Это нормальный рыночный процесс , способствующий приходу эффективных собственников и оздоровлению экономики. Поэтому принципиальным моментом является четкое разделение сделок по слияниям и поглощениям на законные и криминальные.

- Получается, что недружественные поглощения могут быть полезными. А по каким критериям вы определяете "вредные" поглощения?

- Все криминальные поглощения наносят прямой ущерб рынку. Они повышают инвестиционные риски, сокращают базу для легальных сделок, нарушают принципы честной конкуренции, увеличивают число экономических преступлений. Поглощения же, проводимые в рамках закона (и дружественные, и недружественные), - это регулятор рынка и один из самых эффективных способов оздоровления экономики. Во многих случаях в результате этих сделок происходит смена поколения "красных директоров" эффективными менеджерами. Если учесть, что в настоящее время более половины российских предприятий неэффективны в силу плохого управления и слабых собственников, база для развития цивилизованного рынка слияний и поглощений далеко не исчерпана. Так, в Москве около 60% предприятий промзон выпускают продукцию, невостребованную на столичном рынке. Такое производство, расположенное на дорогих земельных участках, делает его еще менее рентабельным. Огромное количество площадей, имеющих производственное назначение, сдается в аренду непрофильным структурам. В силу низкой стоимости бизнеса эти предприятия представляют интерес для рынка только как недвижимость, поэтому в первую очередь становятся объектами поглощений.

- Почему власть этому сопротивляется?

- Не власть, а отдельные чиновники. Если город сам не успевает развивать или перемещать неэффективные производства, за него это делает рынок. В качестве политического аргумента наши оппоненты часто используют миф об уникальности старых предприятий. С точки зрения здравого экономического смысла производство валенок или наволочек в 3 км от Кремля - это полный нонсенс для современного мегаполиса. Такие "раритеты" должны перепрофилироваться под объекты , востребованные городом: торговые и офисные центры, жилищное строительство. "Росбилдинг" как раз этим занимается. Естественно, мы учитываем значимость каждого предприятия для экономики. У нас есть проекты, когда, приобретая предприятие, мы сохраняем его профиль, осуществляем его финансовое оздоровление, модернизацию, внедряем эффективный менеджмент.

- "Росбилдинг" нередко упоминается как рейдерская компания. Есть ли реальная почва для подобных оценок?

- К сожалению, деятельность нашей компании зачастую освещалась в прессе директорами неэффективных предприятий, которые, не желая расставаться со своей кормушкой, называли ее противоправной. Например, даже придумали совершенно непонятный нам термин "незаконная скупка акций". Что это такое, мы гадаем до сих пор. "Росбилдинг" никогда не использовал криминальных методов. Занимаясь бизнесом, в какой-то момент компания пришла к тому, что необходимо учитывать социальную составляющую поглощений, и создала фонд трудоустройства и социальной поддержки, который уже три года занимается адаптацией и трудоустройством высвобождающегося персонала неэффективных столичных предприятий. Те, кто использует криминальные методы, в цивилизованных игроков не переквалифицируются.

- С какими предложениями депутатов и правительства по регулированию сферы слияний и поглощений вы не согласны?

- С законодательными инициативами, связанными с усложнением процедур купли-продажи недвижимости. Это неизбежно затягивает процесс проведения нормальных (законных) сделок, которые составляют 99,9% всего объема. Ставя, таким образом, формальные преграды для криминальных сделок (которые все равно могут быть обойдены), законодатель на самом деле ухудшает экономическую ситуацию, в результате замедляется оборот средств на рынке и увеличивается коррупционная емкость процедур регистрации собственности.

На наш взгляд, наиболее эффективный путь пресечения практики криминальных поглощений - принятие адекватных мер, делающих неотвратимым наказание преступной деятельности. Целесообразно создание при прокуратуре каждого федерального округа РФ специальной группы численностью не менее 150-200 человек, которые будут заниматься оперативными расследованиями по фактам криминальных поглощений. Стратегия преступников известна, цепочка их действий достаточно прозрачна и может быть быстро расследована сразу после обращения с жалобой законного собственника. Далее действия незаконных приобретателей переводятся в уголовное дело и квалифицируются в соответствии с УК РФ. Предлагаемая правоприменительная практика должна сопровождаться упрощением процедуры восстановления в правах собственников, пострадавших от криминальных поглощений, и обязательным требованием к акционерным обществам вести реестр у независимого регистратора. Пока реестр ведется самим обществом, вероятность мошенничества крайне высока.

Интервью взяла Ирина Граник,
Коммерсант-Ъ , 28 апреля 2006 год

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *