Россияне перешли на "парфюм"

Уровень потребления непищевого алкоголя в стране должен быть снижен любыми мерами, говорит главный санитарный врач РФ

Необходимо самым серьезным образом бороться «за снижение алкогольной нагрузки на популяцию». Среднестатистический россиянин ныне потребляет в год 14 л чистого алкоголя, что очень много, особенно с учетом того, что чистый алкоголь представлен, в частности, «парфюмерными изделиями, продукцией бытовой химии и прочей гадостью». Такие данные привел главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, сказавший, что, по его мнению, «гадость» может быть вытеснена в алкогольном рационе россиян пивом, хотя «нынешняя реклама пива в СМИ этому не способствует».

Приведенная Г. Онищенко цифра тем более серьезна, что уже уровень потребления 8 л на душу населения расценивается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как опасный для здоровья нации. И самое неприятное, что, согласно словам главного санитара, алкоголизация нашего населения увеличивается. На заседании Экспертного совета по вопросам алкогольной и табачной продукции при думском бюджетном комитете Г. Онищенко говорил о том, что в 2001 г. средний россиянин потребил 9-10 л алкоголя. Что, в свою очередь, больше, чем было в году предшествующем. Растет число хронических алкоголиков (более 2 млн 200 тыс.) и связанных с алкоголизмом заболеваний.

Если присовокупить к этим показателям данные по наркомании, которая растет еще большими темпами, не говоря уже о сопутствующих последней беде ВИЧ-инфекциях и гепатите, то кажется, что дела России совсем плохи. Многочисленные прогнозы на дальнейшее уменьшение ее населения – на 700-900 тыс. человек в год – могут только подкрепиться, и страну через несколько десятилетий можно будет вычеркивать с географической карты: от РФ останется лишь территория, на которую будут претендовать более сильные и, что немаловажно, более здоровые нации.

Однако при ближайшем рассмотрении не все так ужасно. Россияне действительно пьют много, но не больше населения многих развитых стран. А то и меньше. По крайней мере, еще в конце 1990-х г. ВОЗ ставила РФ только во вторую десятку «пьющих держав».После Франции, Германии, Швейцарии, Люксембурга и т.д., где относительно взрослый (старше 15 лет) житель мог выпивать 13, а то и 18 л чистого алкоголя в год. А у нас этот показатель не достигал и 11 л. Причем данные Госкомстата, которые использовала ВОЗ, включали в себя данные по потреблению и «легальных» напитков, и так называемой «контрафактной» продукции, включая «паленую» водку. Что касается самогона, то его потребление, особенно в сельской местности, до сих пор очень велико. Но надо заметить, некоммерческий алкоголь (именно к этой группе относится наш традиционный напиток по международной классификации) занимает весьма большую нишу в потреблении и в других странах.

Другое дело – доля крепких напитков на столе россиян. Для большинства европейских стран водка, бренди и т.д. занимали в алкогольной статистике сравнительно небольшое место (не более 15%), и даже в редких странах с так называемым северным типом потребления (например, в Финляндии) он был менее 25%, при том что средний уровень потребления чистого алкоголя на европейском севере, против устоявшегося мнения, был меньше, чем на юге. У нас же соответствующий показатель составлял более 70%. А именно крепкий алкоголь таит, как известно, наибольшую опасность для здоровья населения, не говоря уже об ухудшении криминогенной ситуации. Особенно большой будет опасность, если учесть данные о потреблении непищевого алкоголя в стране. По оценкам некоторых отечественных специалистов, на которые ссылается ВОЗ, речь может идти о дополнительных 4 л на душу населения.

И, вероятно, именно этот факт портит алкогольную статистику России, в которой в последнее время наметились определенные позитивные изменения. Так, россияне стали меньше пить «паленой» водки (которую стало не так выгодно производить) и больше отдавать предпочтения пиву: по некоторым оценкам, в этом году россияне впервые могут потратить на хмельной напиток больше, чем на крепкий алкоголь. Тем самым российский менталитет мог бы стать ближе западноевропейскому: европейцы предпочитают пиво и вино (потребление последнего в РФ тоже начало расти). Мог бы, но, увы, этому мешает любовь части россиян к тройному одеколону, лечебным настойкам и чистящим жидкостям. Любовь, которую никак не могут толком ограничить, несмотря на многочисленные законодательные и административные попытки. Россияне в этом смысле не совсем одиноки: симпатии к непищевому алкоголю подчас проявляет и население других стран, включая даже благополучную, но изможденную высокими ценами на спиртное Скандинавию и арабские страны с суровыми нормами шариата (два года назад, например, был случай массового отравления одеколоном в Саудовской Аравии). Но все же российский масштаб этого явления куда более велик.

Правда, все данные, в том числе о резком росте специфического спроса на дешевый парфюм, в этом году относительны. Более определенный характер имеет статистика смертности от алкогольных отравлений, а здесь фактор непищевого спирта имеет, по словам того же Г. Онищенко, решающее значение. Рост такой смертности последние два года несколько замедляется, что, возможно, говорит о некоторой стабилизации объемов потребления того, что главный санитар страны назвал «гадостью». Хотя и такое замедление всех алкогольных проблем страны, безусловно, не решает.

Также на эту тему: В борьбе с зелёным змием побеждает змий

Обсудить