Футбольные фанаты открывают сезон погромов

Сегодня матчем столичного «Локомотива» с «Монако» в России открывается футбольный сезон.К нему готовятся не только спортсмены и тренеры. Фанаты и милиция также намерены встретить начало футбольного года во всеоружии.В противостоянии правоохрани-тельных органов и болельщиков не видно даже намека на перемирие.

Новый сезон грозит обернуться и новыми массовыми беспорядками – как на стадионах, так и за их пределами. Хотя зимой в России в футбол не играют, с начала года произошло уже два крупных столкновения между фанатами. 16 января в самом центре Санкт-Петербурга состоялась массовая драка между болельщиками местного «Зенита» и фанами московского «Спартака». В тот день в городе не проходило никаких спортивных мероприятий, просто «спартачи» решили навестить врагов из «зенитовского» стана, которые играли в футбол между собой. Прямо на проезжей части около 150 человек сошлись в жестокой схватке. Порядка 30 участников битвы получили травмы различной степени тяжести. 1 февраля те же спартаковские фанаты «горячо» встретили на станции метро «Комсомольская» в Москве недругов – болельщиков ЦСКА, которые возвращались с баскетбольного матча в Казани. Дрались примерно 100 человек.

На сегодняшний день отношения между враждующими группировками фанатов накалены до предела. Руководствуясь принципом «все против всех», хулиганы атакуют друг друга, как в дни матчей, так и во время футбольных «каникул». Понятно, что с началом сезона у них появится гораздо больше поводов для встреч. Чем это грозит, знают и российские стадионы, и улицы крупнейших городов: разбитые витрины, перевернутые машины, десятки раненых болельщиков и милиционеров. Впрочем, игру «Локомотива» с «Монако» вряд ли будут сопровождать беспорядки: у «железнодорожников» слишком мало поклонников. В милиции с опаской ждут 7 марта, когда в матче за Суперкубок сойдутся непримиримые соперники – «Спартак» и ЦСКА.

Вслед за британцами отечественные фаны начали называть себя casuals (в не совсем правильной транскрипции «кэшелс»). Это слово переводится как «обычный», «неприметный». Возникло течение в начале 80-х в Англии, когда наиболее агрессивная часть футбольных фанатов отказалась носить клубную атрибутику. Они старались затеряться в толпе – ведь так гораздо проще скрыться от полиции. Casuals носили одежду дорогих марок, этим как бы подчеркивая свою элитарность. Набор лейблов строго ограничен: в основном это наряды от ведущих дизайнеров и домов моды: Armani, Prada, Stone Island, Burberry, Paul Smith.

В Россию идеология «кэшелс» попала в середине девяностых. В этот момент фанатское движение начало стремительно развиваться: на стадионы повалила молодежь. Перед болельщиками стоял выбор: идти по английскому или итальянскому пути. Итальянские фаны, которые именуют себя «ультрас», всегда активно поддерживают свои команды на стадионах, они используют огромные транспаранты, флаги, серпантин, дымовые шашки, фальшфейеры.

«Сначала и наши фанаты пытались быть «ультрас», – рассказывает Олег, поклонник «Спартака» с многолетним стажем, основатель движения Fashion on the Terraces («Мода на трибунах»). – Но они столкнулись с милицейскими репрессиями. Ведь главное для итальянцев – громкое пение, яркое шоу на стадионе. А в России так болеть запрещали, били дубинками, выводили с сектора. Это в Италии «ультрас» составляют мощные организации с сильными традициями, почти политические партии. У нас же все подобные попытки удачно душила милиция. Образовался некий вакуум. И фанатизм как гибкая субкультура начал искать новую форму. У англичан просто нашлись готовые ответы. Не даете красочно болеть как в Италии, не надо. Мы уйдем в подполье и проявим свою энергию в драке. И покатился снежный ком. Одна группировка атакует другую, которая в следующий раз обязательно попытается отомстить. И так далее. Насилие стало культом. Именно так обстоят сейчас дела в России: фанаты зациклились на вендетте и забыли о других важных вещах».

Секрет «фирмы»

Насилие действительно воспринимается нынешними фанатами как некая жизненная философия. Они ищут истину в Ницше и в «Заводном апельсине» Берджеса, до потери сил тренируются в боксерских залах, планируют целые операции против враждебных группировок. Кстати, попасть в «фирму» не так-то легко. Кандидат должен посещать выездные матчи команды, активно участвовать в драках и массовых беспорядках. При этом каждая группировка устанавливает свои правила для вступающих. Например, в одной из «спартаковских» банд проводится испытание, напоминающее прием в подразделение краповых беретов. В течение нескольких минут потенциального члена «фирмы» жестоко избивают взрослые бойцы. Задача одна – выстоять, не сдаться. Так воспитывают смелость и преданность. Количество участников «фирмы» также варьируется: от 15–20 человек до 60–70.

До появления организованных группировок насилие носило стихийный характер. Сейчас же большинство потасовок планируются заранее. По неписаным законам в этих драках должны участвовать только «кэшелс» – мирных болельщиков стараются не трогать. Часто встречи происходят в скрытых от милицейских глаз местах: в парках, в зонах отдыха, на заброшенных стадионах. О битве договариваются заранее.

Но нередко, особенно в дни матчей между принципиальными соперниками, в городах разворачиваются настоящие боевые действия. Сначала по метро и основным магистралям начинают сновать «скауты» и «споттеры» (так в той же Англии называют разведчиков) с мобильными телефонами. Они разыскивают«основу» – несколько крупнейших «фирм», которые собираются для драки. Если месторасположение врага обнаружено, информация передается своей «основе». Именно так произошло 31 марта 2001 года, когда в центре Москвы, в районе Китай-города, сошлись фанаты «Спартака» и ЦСКА.

Иногда используется и другая модель поведения. «Фирма» неожиданно, даже не в день матча, приезжает в другой город, чтобы сразиться с недругами. Так действовали «спартаковские» и «динамовские» хулиганы, «навещавшие» соперников из стана поклонников питерского «Зенита». А фанаты ЦСКА и вовсе прибыли в Санкт-Петербург в тот день, когда там проводилась «зенитовская» вечеринка, и вступили в бой с местными фанами.

Тысячу евро – на шмотки

Быть «кэшелс» – удовольствие не из дешевых. Во-первых, нужно выглядеть соответствующе: фанатская мода не стоит на месте. Среди фанов даже существует некое соревнование, кто выглядит моднее на секторе или даже во время драки. По внешнему виду определяют и «крутость» группировки. А «правильная» одежда стоит немало. За клетчатую бейсболку Burberry или Aquascutum придется выложить 50–80 евро; за тенниску Lacoste, Fred Perry – примерно столько же. Джинсы Evisu или Duffer обойдутся в 150–200 евро; свитер Pringle, Prada или Stone Island – в 200–400 евро. Приобретение куртки CP Company, Henri Lloyd, Armani, Mandarina Duck грозит потерей 300–700 евро. Плюс такие же дорогие кроссовки, шарфы, шапки. Возникает резонный вопрос, откуда деньги? Многие члены «фирм» стараются устроиться на престижную работу: в банки, компьютерные или туристические компании. Другие тянут деньги на модные шмотки из родителей. Кто-то даже трудится в двух-трех местах, чтобы заработать деньги.

А ведь есть еще одна статья расходов – поездки за «родной» командой. Фанаты побогаче предпочитают спальные вагоны и авиабилеты бизнес-класса. Основная масса путешествует в эконом-классе или купейных вагонах. Но есть группировки, «фирменная» особенность которых – поездки «по вписке», то есть бесплатно. Эти люди постоянно обманывают незадачливых проводников, стражей порядка и даже стюардесс.

Многие «фирмы» издают свои журналы, которые через Интернет и знакомых распространяются по всей стране. Зачастую этот самиздат может похвастать отличной полиграфией и почти профессиональной версткой. Нередко «кэшелс» отправляются в Европу, чтобы встретиться с зарубежными фанами и обменяться опытом. Нередко они даже договариваются через Интернет о драках. Так поступили фанаты ЦСКА, которые поехали на баскетбольный матч в Польшу, чтобы схлестнуться с хулиганами вроцлавского «Шленска». Победа, кстати, осталась за россиянами. А вот «спартаковские» хулиганы дружат с болельщиками английского «Ньюкасла» и сербской «Црвены Звезды».

Сколько их?

Оценивать собственную численность российские фанаты не берутся. Поговаривают о 5 тысячах «активных» хулиганов. На ответственные матчи национальной сборной, во время которых враждующие «фирмы» объявляют перемирие на один день, приезжают порядка двух-трех тысяч фанатов. Вряд ли все они осилят поездку на предстоящий летом чемпионат Европы в Португалии. Скорее всего, туда отправятся не больше 200–300 российских хулиганов.

Сегодня «фирмы» организованы практически во всех российских городах, где есть команды премьер-лиги и Первого дивизиона. По количеству группировок лидирует столичный регион, у одного только «Спартака» не меньше десяти банд. Немало головной боли доставляют милиции многочисленные «фирмы» из Санкт-Петербурга, Орла, Самары, Волгограда, Курска, Ростова-на-Дону, Ярославля, Нижнего Новгорода.

«Фанатское движение в России уже давно доказало свое право на существование, – считает Олег. – Это полноценное культурное явление со своими песнями, сленгом, музыкой, огромным количеством журналов и книг. Ведь появились фанаты еще при «железном занавесе». Мы почти ничего не знали, что происходит у них там, за бугром. Всегда и везде власти так или иначе пытаются зажать энергию фанов. Но полностью уничтожить их невозможно. Может быть, появится новое название, но суть останется неизменной».

НАИБОЛЕЕ СИЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ РОССИЙСКИХ ФАНАТОВ

1–2. «Спартак» (Москва). Хулиганы «красно-белых» известны далеко за пределами Москвы. На их счету массовые погромы в Воронеже, Раменском, Нижнем Новгороде, Праге, Санкт-Петербурге. Основные «фирмы»: Flint’s Crew («Банда Флинта»), Mad Butchers («Безумные мясники»), The Union («Союз»), Gladiators («Гладиаторы»), Aliens («Чужие» – группировка питерских хулиганов «Спартака»). Враги: ЦСКА, «Динамо», «Зенит», «Арсенал» (Тула), «Локомотив».

1–2. ЦСКА (Москва). «Армейские» фанаты не раз отмечались в сводках происшествий в России и за рубежом. Их помнят в Раменском, Санкт-Петербурге, Элисте, Ярославле. Из иностранных вояжей сами «красно-синие» выделяют поездки в Норвегию, Польшу, Македонию и на Украину. Основные «фирмы»: Red-Blue Warriors («Красно-синие воины»), Kids («Детки»), «Ярославка», Gallant Steeds («Борзые жеребцы»). Враги: «Спартак», «Зенит», «Торпедо».

3. «Зенит» (Санкт-Петербург). Город на Неве регулярно страдает от «набегов» московских хулиганов, поэтому местные фанаты создали довольно сильные группировки. Основные «фирмы»: Jolly Nevsky («Веселый Невский»), Gremlins («Гремлины»), «Коалиция». Враги: «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Торпедо», «Балтика» (Калининград), «Динамо» (Санкт-Петербург).

4. «Динамо (Москва). Фанаты «бело-голубых» запомнились убийством питерского болельщика во время драки с «зенитовскими» хулиганами. Основные «фирмы»: Patriots («Патриоты»), Capitals («Столичные жители»). Враги: «Спартак», «Зенит», «Торпедо».

5. ФК «Орел» (Орел). Одна из сильнейших провинциальных группировок фанатов. В 2002 году потасовка орловских фанов с милицией закончилась стрельбой на поражение, открытой стражами порядка. Основная «фирма»: Orel Butchers («Орловские мясники»). Враги: «Динамо», «Арсенал» (Тула), «Кристалл» (Смоленск).

КРУПНЕЙШИЕ ДРАКИ РОССИЙСКИХ ФАНАТОВ

14 октября 1995 года. На Старом Арбате сошлись в потасовке около 200 фанатов ЦСКА и «Спартака». Это побоище стало символом начала эпохи жестокого противостояния в российском футболе.

19 июня 1999 года. Во время матча в Раменском между столичным «Спартаком» и подмосковным «Сатурном» приезжие фанаты вступили в драку с ОМОНом. Впервые за всю историю противостояния болельщиков и милиции первым удалось вытеснить стражей порядка с сектора. Во время побоища «спартачи» кидали в омоновцев пластиковые сиденья. Судья был вынужден остановить матч на 20 минут. Через несколько месяцев похожие события произошли во время визита в Раменское фанатов ЦСКА.

15 апреля 2000 года. В Санкт-Петербурге во время драки между фанатами московского «Динамо» и местного «Зенита» погиб 15-летний петербуржец Виталий Петухов. Он впервые пришел на футбол и случайно оказался на пути толпы разъяренных фанатов. Вообще, это побоище считается одним из самых жестоких за всю историю фанатских «разборок»: обе стороны использовали арматуру, сигнальные ракеты, палки, бутылки, камни.

31 марта 2001 года. Матч между «Спартаком» и ЦСКА ознаменовался несколькими крупными стычками между фанатами и массовыми беспорядками на стадионе «Лужники». Наиболее тревожные события произошли в районе станции метро «Китай-город», где около 600 фанатов разных команд напали друг на друга с арматурой и пустыми бутылками. Во время игры вся «спартаковкая» трибуна, а также часть «армейской» вступила в жесткое противостояние с милицией.

9 июня 2002 года. Массовый просмотр матча чемпионата мира между сборными России и Японии закончился погромом в центре Москвы. Толпа хулиганов громила витрины, жгла машины. Один человек получил смертельное ножевое ранение. Позже семь человек были осуждены за участие в массовых беспорядках.

"Новые Известия"

Последние материалы