Андрей Илларионов: "У России появился шанс встать в один ряд со «вторым» эшелоном западных стран"

Даже при самом благоприятном раскладе лишь к 2012 году Россия вернется к тем относительным экономическим показателям, которые были у нее в 80-е годы. Выполнить поставленную президентом задачу удвоения ВВП за десять лет Россия сможет при условии уменьшения государственных расходов в % к ВВП, сохранения стабилизационного фонда, снижения темпов роста тарифов естественных монополий, а также реального эффективного курса рубля.

Такое мнение высказал в среду на пресс-конференции советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, разъясняя экономические аспекты послания президента Федеральному собранию.

Для достижения второй важной задачи – снижения количества бедных, по мнению г-на Илларионова, необходимо продолжать структурные социальные реформы, чтобы перевести «традиционно преимущественно и исключительно государственные сферы» в излюбленное реформаторами «рыночное русло».

По сути, это означает снижение доли госрасходов, особенно их непроцентной части (зарплаты, социальные выплаты и т.д.), что должно в идеале привести к высвобождению экономических ресурсов для частного сектора, повышению занятости и экономической активности населения.

Правда, даже в случае если все самые оптимистичные прогнозы чиновников сбудутся, максимум, чего может добиться Россия через восемь лет, – это вернуться к относительному показателю ВВП на душу населения (ВВП страны по отношению к среднемировому), который был у нее в начале 80-х годов.

Свою «разъяснительную» речь экономический советник президента начал с оглашения самой главной задачи, которую поставил перед страной Владимир Путин. Оказалось, что эта наша цель куда более глобальна, чем простое удвоение ВВП или сокращение числа нищих. «Самая главная цель – это создание в стране свободного общества свободных людей», – наизусть процитировал президента г-н Илларионов.

Не вдаваясь в абстрактные рассуждения о свободе, Андрей Илларионов ловко перевел разговор в более понятные и близкие ему темы, заявив, что деньги – это и есть отчеканенная свобода. Для начала экономический советник пояснил возникшую после послания путаницу со сроками удвоения ВВП.

Оказалось, что, приблизив желаемую дату на два года, президент высказал лишь свои пожелания. «Он считает, что можно было бы достичь цели удвоения всего экономического потенциала страны до 2010 г.», – пояснил советник. Для того чтобы выполнить эту задачу к 2012 г., среднегодовые темпы прироста ВВП должны составлять 7,2%, а для достижения поставленной цели к 2010 г. – все 9,3%.

Предвосхищая вопросы о достижимости таких показателей, Андрей Илларионов привел в пример сразу 70 стран мира, которые за последние полвека увеличили свой ВВП в два раза. «В течение второй половины ХХ века примерно 70 из 140-150 стран мира удвоили свой ВВП в течение десяти лет, то есть удерживали в течение этого времени среднегодовые темпы экономического роста на уровне 7,2% или выше», – сказал Андрей Илларионов.

В случае если Россия сможет повторить успех половины мира, ее показатель по ВВП на душу населения превысит в полтора раза показатели СССР 1989 г. (этот год считается самым успешным за весь советский период), а по частному потреблению – в два. Кроме того, в этом случае у России появляется шанс, пусть и призрачный, встать в один ряд со «вторым» эшелоном западных стран.

Если сегодня у России ВВП составляет 8 тыс. долл. по паритету покупательной способности, то в случае достижения планки в 16 тыс. она выйдет на уровень среднеразвитых государств, таких как Португалия, Греция, Мальта, Чехия, Южная Корея и т.п. Беда лишь в том, что в течение следующих восьми лет эти государства вряд ли будут ждать, пока Россия их догонит. Получается, что к тому моменту, когда наша страна достигнет долгожданного удвоения, среднеразвитые страны уйдут в отрыв, и попасть в эту категорию ей не удастся.

Чтобы эта гонка в итоге оказалась успешной, по мнению Андрея Илларионова, России необходимо обеспечить себе темпы роста, которые будут выше, чем у других стран и у мировой экономики в целом. Дело в том, что за последние десять лет ВВП на душу населения в России понизился настолько, что стал ниже среднемирового показателя. И это притом, что в течение предыдущих 50 лет этот показатель в стране был значительно выше среднемирового уровня, а такие спады, как в 90-е годы, наблюдались лишь после Первой и Второй мировых войн. Правда, Андрей Илларионов обнадежил собравшихся, заявив, что в прошлом году произошло знаковое событие: показатель ВВП на душу населения наконец-то вернулся на среднемировой уровень. «Но мы все еще существенно отстаем от того относительного показателя, на котором страна находилась 25-30 лет назад, – заметил экономический советник президента. – Показатель абсолютного и на душу населения ВВП в России до сих пор на 22% ниже, чем показатель ВВП 1989 г.». Хотя структура современного ВВП и его ориентированность на реальный спрос значительно отличаются от советских показателей.

Однако факт остается фактом: абсолютные объемы российской экономики еще на 22% отстают от тех показателей, которые она имела в 1989 г. Правда, частное потребление в результате пятилетнего экономического роста (частное потребление сокращалось в течение десяти лет, начиная с 1990 по 1999 г., когда падение по сравнению с 1989 г. составило 13%) оказалось на 21% выше, чем показатель в 1989 г. Проблема лишь в том, что этот показатель рассчитывается для всей страны в целом, а за последние 10-12 лет общество расслоилось еще больше, и для разных групп населения рост происходил с несопоставимо разной скоростью.

Несмотря на то что в послании президента не было количественных показателей снижения бедности, по мнению Андрея Илларионова, «хорошо бы сократить ее как минимум вдвое в предстоящие несколько лет». В 1992 г. в России было 50 млн граждан с доходами ниже прожиточного минимума, в 2003 г. (в 2003 г. прожиточный минимум составлял около 70 долл., то есть около 2 долл. в день на человека) их число сократилась до 30 млн, но «тем не менее эта величина остается огромной». «Добиться существенного снижения бедности в стране можно только с помощью экономического роста», – не уставал повторять Андрей Илларионов.

В качестве иллюстрации выбраны были Китай, Индия, Африка южнее Сахары и Латинская Америка. Рекордсменом в борьбе с бедностью в последние 20 лет стал Китай, который сумел добиться сокращения числа нищих на 420 млн за этот срок. Снижалось количество бедных и в Индии. А вот в Латинской Америке и Африке их количество либо падало, либо оставалось на прежнем уровне. Интересно, что Китай и Индия при этом существенно сокращали госрасходы в % к ВВП, а вот Африка и Южная Америка, напротив, наращивали. Из этого примера Андрей Илларионов сделал один важный вывод: без сокращения государственных расходов, особенно их непроцентной части, бороться с бедностью никак не получится. По словам г-на Илларионова, снижение госрасходов высвобождает значительные экономические ресурсы для частного сектора, что ведет к росту экономической активности и, как следствие, снижению безработицы и росту зарплат. Кроме того, в тех сферах, которые традиционно находились в государственном ведении, будет осуществлен переход на рыночную основу, что повысит эффективность использования средств в этих отраслях, а граждане будут оплачивать только те услуги, которыми пользуются.

Впрочем, несмотря на достаточно оптимистичный тон конференции, вывод, сделанный Андреем Илларионовым, неутешителен. Даже если все обстоятельства сложатся в пользу России и ей удастся в течение десятилетнего срока удерживать среднегодовые темпы роста на уровне 7,2% ежегодно, у нее появится шанс к 2012 г. вернуться на тот относительный уровень, на котором она находилась в начале 80-х годов (в 1983 г. ВВП на душу населения превышал среднемировой уровень на 65%). «Таким образом, мы потратим 30 лет: примерно15-16 – на кризис, 14 лет на восстановление, для того чтобы вернуться туда, где мы уже были, – констатировал Андрей Илларионов. – Такова плата за те ошибки, которые были совершены как в советскую эпоху, так и в 90-е годы, за политику, приведшую к тяжелейшему экономическому кризису».