Смертельный транзит. Подробности дела "стрелков" с автотрассы

Самое громкое в новейшей истории нашей области уголовное дело о бандитизме — дело банды братьев Ронжиных — на днях рассмотрено Кировским областным судом, приговор вынесен: лидер этой преступной группировки Олег Ронжин и наиболее активный его подельник Александр Ронжин, приговорены к высшей мере, замененной, с учетом антирасстрельного моратория, на пожизненное заключение в колонии особого режима. Виталию Ронжину суд отмерил 25 лет. Четвертый соучастник преступлений этой шайки — Игорь Тарасов — приговорен к 20 годам, а заказчик одного из совершенных бандой убийств — Олег Трудоношин — получил 12 лет. И сейчас, когда точка в этом длительном судебном процессе наконец поставлена и предъявленные следствием факты нашли в суде свое подтверждение, мы можем уже подробно рассказать о похождениях этой банды.

ПРОПАВШИЕ НА АВТОТРАССЕ
В период с 1999 по 2001 год на территории Кировской области безвестно сгинули несколько водителей (вместе с их машинами) из других регионов — жителей республик Коми и Марий Эл, а также Нижегородской и Воронежской областей, проезжавших транзитом по федеральной автотрассе "Вятка" (Киров — Сыктывкар) и бесследно канувших в небытие где-то на стыке Юрьянского и Мурашинского районов — на участке указанной дороги длиною примерно в тридцать километров. Страшная тайна этого "бермудского треугольника", вероятно, еще долго не была бы раскрыта, и судьба этих людей еще долго оставалась бы неизвестной, если бы не та, произошедшая в одном из гаражных массивов в июле позапрошлого года, практически случайная ночная встреча милицейского патруля с двумя бандитами — непосредственными вершителями кровавого беспредела, устроенного этой бандгруппировкой на федеральной автотрассе.

В ту июльскую ночь милицейский наряд в составе двух сотрудников кировского полка патрульно-постовой службы, совершая объезд вверенной ему территории — в микрорайоне Коминтерновском, заехал в здешний гаражный кооператив "Автомобилист-38". И наткнулся там на двоих подозрительных типов (как потом выяснилось, это были Виталий Ронжин и Игорь Тарасов): милиционеры застали их в гаражном боксе за откровенно криминальным занятием — эти двое аккурат в тот момент скручивали номера со стоявшей здесь "Нивы", явно угнанной с целью дальнейшей продажи. Стражи порядка соответственно их задержали. Тарасов при этом, пытаясь ретироваться, оказал активное сопротивление, чем, впрочем, лишь усугубил свое положение.

А в положение он и Виталий Ронжин попали незавидное: в машине в дальнейшем были обнаружены следы крови — и речь на допросах задержанных пошла уже не только о хищении автомобиля, но и об убийстве его владельца. В чем преступники и вынуждены были сознаться. Потянув за эту ниточку, за этот, как поначалу казалось, лишь единичный криминальный эпизод, оперативники вятского угрозыска вышли на то, на что, конечно, выйти не ожидали. Даже у них, бывалых сыскарей, это вызвало шок: один за другим из-под земли, в указанных арестованными бандитами местах — в лесных массивах Юрьянского и Мурашинского районов, были извлечены схороненные там убийцами десять трупов людей, давно числившихся пропавшими без вести...

КРОВНЫЕ БРАТЬЯ
Когда-то кировчанин Олег Ронжин был успешным коммерсантом. Потом дела покатились под гору, у разорившегося предпринимателя образовались неподъемные долги и куча прочих материальных трудностей. В общем, ему надо было найти способ легкого и быстрого заработка. А ничего в этом смысле более эффективного, чем криминал, человечеством, увы, не придумано. И Ронжин в своих "исканиях" не стал изобретать велосипед. Причем на этом пути он не захотел останавливаться ни перед чем — решил действовать не просто преступая закон, но и легко перечеркивая чужие жизни. Планируя свое первое "мокрое дело", в качестве потенциальной жертвы Ронжин решил избрать какого-нибудь автовладельца. И в дальнейшем остался верен этому выбору: почти во всех последующих разбоях и убийствах он со своими подельниками сосредоточился именно на водителях — с целью завладения их машинами.

Итак, первое убийство, к участию в котором в качестве подручного Олег Ронжин привлек младшего брата Виталия, было совершено в апреле 1998-го. А дело было так. Составив детальный план действий, Олег Ронжин, реализуя свой замысел, принялся подыскивать подходящую жертву: внимательно изучая газеты с частными объявлениями, стал обзванивать авторов тех объявлений, что продавали или обменивали дорогостоящие авто. В итоге договорился о встрече с неким Ш., намеревавшимся продать или обменять с доплатой на более дешевую модель свой ВАЗ-21099.

Встреча была назначена возле ДК завода ОЦМ, что на Октябрьском проспекте. Приехав туда в назначенный час, убийца сел в машину Ш. и предложил ему прокатиться до своего загородного коттеджа: мол, вариант для обмена — подержанная "восьмерка" - стоит там, в гараже коттеджа. И Ш., на свою беду, согласился.

А когда они приехали к расположенному в поселке Силикатчик (Слободской район) загородному дому Олега Ронжина, где, в отличие от людных городских улиц, планам убийцы уже ничто не могло воспрепятствовать, он и осуществил задуманное: после того как Ш. вышел из своей машины, сначала дважды выстрелил в него из пистолета, а затем, добивая свою жертву, еще несколько раз всадил в нее нож. Потом уже вдвоем с младшим братом они расчленили труп и, заварив его в железную бочку, увезли подальше в лес, где и закопали. Машина убитого была разобрана и подетально распродана.

Таким образом, начало кровавому промыслу банды, в который впоследствии оказался вовлечен уже и старший брат Ронжиных, Александр, было положено. Но дальше братья стали действовать еще более осмотрительно, еще более тщательно заметая следы. Холодный расчет лидера группировки Олега Ронжина подсказал ему: жертв следует подыскивать не среди местных — выбирать их лучше из числа иногородних водителей. И получится, что исчезать они станут здесь, а искать их будут в других регионах. Словом, главарь вполне резонно рассудил, что в таком случае шансы остаться безнаказанными становятся для него и братьев практически стопроцентными.

Опорной базой бандитов стал дом Александра Ронжина, расположенный в починке Никон-Заречный Юрьянского района: начиная с 1999 года именно из этого дома братья всякий раз отправлялись на дело и туда же привозили добычу. А местом кровавой охоты ими был избран здешний безлюдный участок автотрассы Киров — Сыктывкар.

Их первый выход на эту "большую дорогу" состоялся летом 1999-го. Выехав туда на своей "восьмерке" в ночь на 20 июля, до зубов вооруженные (с собой они взяли пистолет с глушителем, обрез ружья, револьвер и ножи) братья быстро присмотрели на трассе подходящий объект (стоявшие у моста через реку Волосницу "Жигули", в которых спал водитель-транзитник — некто С., житель г. Усинска Республики Коми), установив его иногороднюю "прописку" по регистрационным номерам машины. А затем Александр Ронжин, подойдя к машине, приставил ствол обреза к стеклу и выстрелом в голову покончил с водителем. Труп бандиты закопали в придорожном лесу и перегнали машину убитого к дому Александра. В дальнейшем кузов "шестерки" распилили "болгаркой" и утопили в болоте. Остальное продали по запчастям.

И с тех пор братьев объединяло уже не только кровное родство, но еще и кровь их многочисленных жертв. И эта вторая, в буквальном смысле смертельная связь спаяла семейство Ронжиных, пожалуй, попрочнее, чем первая.

ИЗ ДВУХ СТВОЛОВ
А между тем, помимо злодеяний на автодороге, на счету предводителя банды оказалось и другое убийство: в январе 2000 года Олег Ронжин расправился со своей женой. Случилось это в их загородном доме, что в поселке Силикатчик. Между супругами вспыхнула ссора, а поскольку отношения у них не ладились уже давно, Ронжин счел эту очередную семейную разборку последней каплей. И попросту задушил женщину. А затем, действуя уже по привычному сценарию, погрузил труп в багажник своей "восьмерки" и увез его в арендованный гараж в микрорайоне Коминтерновском, закопав тело жертвы в овощной яме этого гаража. В дальнейшем, отводя от себя подозрения, "безутешный" муж, якобы сбившийся с ног в поисках безвестно исчезнувшей супруги, даже подал заявление в милицию — о розыске пропавшей жены...

Тем временем автомобильный "бизнес" братьев набирал обороты. Летом 2000-го вооруженное тем же огнестрельным арсеналом криминальное трио на том же участке автодороги "Вятка" совершило еще одно убийство. Жертвой стал на сей раз владелец автомобиля "Пежо" - некто П., житель г. Богучар Воронежской области, ехавший через нашу область транзитом. Остановившись в этом месте в ночь на 29 июня на свой последний ночлег, он уже не проснулся. Точку в его жизни поставили два выстрела сквозь стекла автомобиля — из обреза Александра Ронжина и пистолета Олега Ронжина. Затем уже втроем братья закопали труп. Машину, как повелось, перегнали к дому Александра...

А в сентябре того же года, в очередной раз отправившись на дело, бандиты, как и во всех последующих случаях, убили уже сразу двух человек. Это были супруги Е., на своей "десятке" возвращавшиеся из Тульской области домой — в г. Вуктыл Республики Коми. Также заночевавшие на том роковом участке федеральной трассы и также не дожившие до утра. Их, как и предыдущую жертву, убийцы расстреляли из двух стволов: главарь банды орудовал револьвером, а из обреза, для подстраховки, бил на сей раз его младший братец — Виталий. С телами жертв и машиной бандиты разобрались по уже отработанной схеме.

Но помимо автомобиля и прочего имущества "отморозки" поживились в результате этой ночной вылазки еще и принадлежавшей убитым супругам пластиковой картой "Юнион-Кард", по которой в дальнейшем через московские банкоматы "Газпромбанка" смогли получить немалую сумму наличностью. С этой целью Виталий Ронжин в октябре того же года был командирован предводителем банды в столицу, откуда в результате и привез около десятка тысяч рублей, сдав их брату-главарю.

КИЛЛЕРЫ ПО ЗАКАЗУ
Со временем Олег Ронжин, очевидно, почувствовал, что в рамках слишком узкой специализации дорожных разбоев ему тесновато. Поэтому, как только подвернулась возможность внести в деятельность возглавляемой им бригады разнообразие, он этой оказией охотно воспользовался.

В декабре 2000-го к Ронжину обратился его знакомый Игорь Тарасов, который и предложил ему новое "дело" - убийство по заказу. Ему, Тарасову, в свою очередь дал этот заказ частный предприниматель Олег Трудоношин. Он вел совместные коммерческие дела — на ниве торговли лесоматериалами — на пару с неким А., и в какой-то момент вознамерился, дабы не делить прибыль на двоих, прибрать этот бизнес к своим рукам. Для чего и задумал устранить компаньона. И, зная о материальных трудностях своего приятеля Игоря Тарасова и о его, как он счел, подходящей для этого дела биографии (Тарасов на тот момент уже находился в федеральном розыске за серию ранее совершенных тяжких преступлений), он и предложил ему исполнить сиюделикатную миссию, пообещав соответственно солидное вознаграждение.

Сам пойти на такое Тарасов не решился и поэтому взял на себя лишь роль посредника. И с предложением об исполнении заказа обратился к Олегу Ронжину. Тот, ухватившись за эту "шабашку", выставил свои условия: "работу" он оценил в пять тысяч "баксов", из них шестьсот — авансом, а также потребовал адрес и фото предполагаемой жертвы. Что и было через Тарасова передано заказчику и с чем тот согласился.

Приступив к исполнению заказа, братья в течение месяца вели слежку за "объектом", выявляя места, наиболее удобные для нападения. Несколько раз они устраивали засады то возле подъезда А., то возле его гаража. Однако планы Ронжиных неоднократно срывались: то "клиент" выходил из дома не один, то не появлялся в гараже в тот час, когда киллеры его там ждали. Наконец, вечером 7 февраля 2001 года удача улыбнулась киллерам: возле дома А., что на улице Энгельса, ими была устроена очередная засада, и как раз в этот вечер "объект" возвращался домой один. Александр Ронжин, которому брат-главарь поручил непосредственное исполнение заказа, следом за "клиентом" зашел в подъезд и двумя выстрелами в голову А. исполнил поручение брата...

А дальше у Ронжиных возникли проблемы уже с самим заказчиком. Тот, отдав им оговоренный аванс, на окончательном расчете с киллерами решил сэкономить. После исполнения заказа он передал им через Тарасова вместо обещанных четырех с лишним тысяч долларов лишь 1300 "баксов". И от дальнейших встреч с Тарасовым (контактов с самими Ронжиными у него не было, да они и сами из соображений конспирации их избегали) всячески уклонялся. За что предводитель банды и решил его примерно наказать. В один из апрельских дней он прикатил на своей "восьмерке" к дому Трудоношина, что в Нововятском районе областного центра. При этом, не забывая о конспирации, Олег Ронжин переоделся в целях маскировки в женскую одежду, нацепив на голову еще и парик. Подойдя к квартире Трудоношина с бутылкой бензина в руках, "женщина" выплеснула горючее на входную дверь и чиркнула спичкой. В результате была спалена не только дверь — прилично выгорела изнутри и сама квартира.

Месть, таким образом, свершилась, но ожидаемых денег у бандитов так и не появилось. Поэтому отработать этот должок Олег Ронжин заставил самого Тарасова: дескать, ты передо мной за этот заказ подписался... Тот претензии Ронжина покорно принял и согласился — в качестве отработки долга — участвовать во всех последующих вылазках банды Ронжиных...

А их кровавая одиссея меж тем стремительно приближалась к развязке.

ПОСЛЕДНЕЕ "ДЕЛО"
В ночь на 4 июля 2001-го братья теперь уже в компании с новым подельником вновь отправились на свою традиционную "охоту". И в результате эта ночь стала последней в жизни супругов С. — жителей г. Сыктывкара, возвращавшихся домой из Самары и заночевавших на трассе в своей "Ниве". Именно эту "Ниву" спустя трое суток Тарасов и младший Ронжин принялись развинчивать на запчасти в том арендованном гараже — в микрорайоне Коминтерновском. На чем, собственно, и погорела вся банда.

Но прежде эта шайка "отморозков" успела перечеркнуть еще две жизни. Всего лишь через двое суток после расправы над четой С. сия компания снова вышла на "дело". Теперь уже на последнее. Выехав в ночь на 6 июля на федеральную трассу, они, как всегда, сначала присмотрели здесь подходящий объект. Вернее, два объекта — два стоявших рядом транзитных грузовика. Один — из г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, другой — из г. Выкса Нижегородской области. Спавших в кабинах водителей постигла та же участь, что и их предшественников. Тела жертв убийцы по обыкновению закопали, а их авто временно оставили в лесополосе. Вот только до привычной "разделки" машин на запчасти руки у бандитов не дошли. Ибо уже следующей ночью история их банды закончилась...

Почти сразу после ареста тех двоих, попавшихся в гараже, оперативниками был задержан и третий член этой шайки — Александр Ронжин. Предводителю банды Олегу Ронжину, объявленному в розыск, еще какое-то время удавалось скрываться, однако и он вскоре был взят — в дачном домике в одном из пригородных садоводческих массивов, где тщетно пытался затаиться. Потом было следствие, длившееся больше года. И судебный процесс, растянувшийся почти на восемь месяцев. И наконец — приговор. Который, впрочем, наверняка будет обжалован подсудимыми в вышестоящей инстанции. Так что окончательный вердикт по этому, бесспорно, самому кровавому в криминальной летописи современной Вятки уголовному делу, очевидно, еще предстоит вынести Верховному суду.

Ю.БОБРОВ Прокуратура Кировской области
Е.РЕПИН , "Вятский край"

Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру