Торговцы Родиной: Следы «Голден Ада» привели прокуроров в Госинкор и Гута-банк

Новую Россию распродавали сами строители Новой России
Был некогда первый президент новой России Борис Николаевич Ельцин. И были у него любимые сановники — Олег Лобов, Геннадий Бурбулис, Сергей Филатов, Юрий Петров и др. Особо заметными на своих местах они так стать и не сумели, но трудились на первого президента истово и исправно, поэтому, уходя на покой, и получили от нового владыки этакие феодальные уделы. За верную службу. Кто фонд, кто фирму, кто корпорацию. И все это бралось из государственной собственности, которой, несмотря на то, что с легкой руки Геннадия Бурбулиса и Егора Гайдара уже начались экономические реформы, призванные из мощного индустриально развитого государства в кратчайшие сроки сделать самое нищее и дезорганизованное, все еще оставалось немало. Однако пришла пора и Борису Николаевичу отправляться на покой. Некоторые пережитки его правления еще продолжают существовать. Однако подле них уже кружат как коршуны следователи Генпрокуратуры РФ.

Происходящее пока нельзя назвать тенденцией или сознательной государственной политикой. Однако совершенно очевидно, что если до сих пор некоторые области экономики в дань уважения "Деду" как бы оставались "неприкосновенными", то сегодня неотчетливо видимый "силовой" барьер вокруг них стал более проницаемым. И стали возможны еще недавно невозможные допросы высокопоставленных некогда сановников, стали возможны масштабные выемки документов, заведение уголовных дел. А, как известно, стоит за веревочку потянуть... Вот и Генпрокуратура РФ решила поворошить некогда расследуемые дела и все, что могло бы быть с ними связано.

Мало кто уже сегодня помнит нашумевшее накануне президентских выборов 1996 года дело Роскомдрагмета и его руководителя Евгения Бычкова. Тогда Роскомдрагмет, нарушая некоторые постановления правительства, но при этом, выполняя другие, на которых еще не успела просохнуть подпись первых в правительстве лиц, выделял алмазное сырье различным предприятиям (в том числе совместным и иностранным), даже не требуя от них гарантий по возврату денег. В результате многие получатели камней до сих пор за них с государством не рассчитались.

Самым скандальным делом в этом ряду стало дело американской фирмы "Голден Ада", возглавляемой нашим соотечественником Андреем Козленком. От Росдрагмета "Голден Ада" получила на обработку алмазов на 90 млн. долларов. Алмазы были вывезены в США, огранены, проданы, но деньги за них в РФ так и не вернулись. За это дело бывший глава Роскомдрагмета Евгений Бычков был осужден. Позже Генпрокуратура добилась выдачи и Андрея Козленка. Однако на этом интерес прокуроров к драгоценным металлам не иссяк.

Следователи Генпрокуратуры выяснили также, что в Росдрагмете умудрились похитить еще и алмазного сырья на 2 млрд. рублей. 29 октября прошлого года по этому факту было возбуждено уголовное дело. Все ниточки привели следователей к Государственной инвестиционной корпорации (Госинкор), возглавляемой бывшим руководителем администрации президента Бориса Ельцина — Юрием Петровым.

Госинкор был создан по указу Бориса Ельцина в феврале 1993 года с целью привлечения в Россию западных капиталов. Госсредства в корпорацию перечислялись частями и в виде различных ценностей — золота, серебра, бриллиантов и т.д. Иностранных инвесторов от этих вливаний больше не становилось. За шесть лет корпорации удалось привлечь всего 250 млн. долларов инвестиций. Между тем сам Госинкор постоянно расширялся. Уже в 1996 году на основе корпорации был создан Госинкор-холдинг, в которой вошли десятки различных структур, а его ядром стал Гута-банк, который возглавил сын Юрия Петрова — Александр.

Структура холдинга оказалась настолько запутанной, что даже Главное контрольное управление (ГКУ) Администрации президента во главе с его тогдашним главой Владимиром Путиным, так и не смогло до конца разобраться, что же в активах корпорации осталось государственного, а что безвозвратно стало частным.

Проверка, проведенная ГКУ в 1997-1998 годах, выявила, что со стороны государства утрачен контроль за ресурсами, инвестированными в уставные фонды ряда предприятий Госинкора. "По существу эти ресурсы перешли под контроль негосударственных организаций. Большая часть инвестиционных ресурсов (46,8%) Госинкора была размещена в векселях и депозитах КБ "Гута-банк" и КБ "Инкорбанк". Данные средства были выведены из собственно инвестиционной деятельности, связаны обстоятельствами и фактически законсервированы. В целом 98,7% капиталов было вложено Госинкором в свою инфраструктуру и размещено в банках", — свидетельствует отчет ГКУ.

Также было отмечено, что в 1994-1995 годах Госинкор передал "Ювелипрому" бриллиантов на 1 млн. долларов, а назад вернулось всего 300 тыс. долларов, а спустя год в нарушение распоряжения президента корпорация реализовала 300 тыс. тонн серебра. Тогда эта проверка не получила продолжения. Да и не могла получить. Однако Генпрокуратура продолжала сбор материалов всеми доступными ей средствами.

Как выяснили следователи, 19 марта 1996 года (как раз в раз начинало разгораться дело Росдрагмета и Евгения Бычкова) президент Ельцин подписал распоряжение о передаче Госинкору через Роскомдрагмет 300 тонн серебра на 276,9 млрд. рублей. Это серебро должно было составить долю государства в уставном капитале Госинкора. При этом в распоряжении президента совершенно четко указывалось, что серебро не подлежит "реализации на внутреннем и внешнем рынке". Однако, как выяснили следователи, Госинкор распорядился "щедрым даром" вопреки воле президента. Всего через месяц Госинкор через Гута-банк, продал серебро Центробанку РФ по более низкой цене — за 256,3 млрд. рублей. Причем коммерческий (в отличие от государственного Госинкора) Гута-банк за проведение сделки получил свой коммерческий процент — 2,5 млрд. рублей. Что в Гепрокуратуре сочли очевидной растратой. Но опять-таки ничего не предприняли.

В 2001 году Юрий Петров ушел с поста главы Госинкора, сосредоточившись на работе в "Госинкор-холдинге". После чего Владимир Путин уже в качестве президента России в феврале этого года подписал указ о ликвидации Государственной инвестиционной корпорации, а 20 марта завела уголовное дело по факту хищений в особо крупных размерах Генпрокуратура.

Как передают российские СМИ, следственная бригада Генпрокуратуры в минувшую пятницу провела серию выемок документов в Гута-банке. В ближайшее время следователи собираются допросить по этому делу бывшего главу Госинкора Юрия Петрова, его сына Александра Петрова — главу Гута-банком, бывшего главу ЦБ Сергея Дубинина и бывшего руководителя Роскомдрагмета Евгения Бычкова.

Расследование с хищениями в Росдрагмете, Госинокоре и Гута-банке находится в активной стадии уже более шести месяцев. Однако ни одно из "сопредельных" ведомств ничего не комментирует. Между тем, как неофициально утверждают в Гохране и Минфине РФ (эти ведомства — правопреемники расформированного Росдрагмета) и в Минимущества, в ведении которого все это время находился Госинкор, им об этом деле ничего не известно. Как говорится, фабричка закрыта — концы в воду. Соответственно и в Гута-банке, словно воды в рот набрали.

Между тем в ФСБ РФ не исключают возможности того, что "целому ряду должностных лиц, включая бывшего руководителя Госинкора Юрия Петрова, руководителей Роскомдрагмета (обязанности руководителя этого ведомства после отстранения Евгения Бычкова на время следствия по делу "Голден Ада" исполнял его заместитель Юрий Котляр), а также сотрудников Гута-банка, могут быть предъявлены обвинения". Однако пока все эти лица проходят по делу в качестве свидетелей.