Настя Каменская идет тропой Коэльо

В марте выходит в свет новый детектив Александры Марининой — "Закон трех отрицаний", в котором главная героиня — все та же Настя Каменская.

На фоне драматического развития судеб русской литературы о детективе даже и писать как-то неловко — бестселлеры на то и бестселлеры, чтобы называть их чтивом и не говорить о них в контексте литературы.

Однако на сей раз есть повод внимательнее присмотреться к тому, что делает с Каменской Маринина.

Она ломает ей ногу, и этакой клушей усаживает в энергетический эпицентр событий, заставляя постигать космический закон трех отрицаний.

И Каменская постигает внутреннюю сущность вещей столь убедительно, что впору отнестись к новой Каменской как к книжкам Коэльо, в которых практическая психология облекается в красивую притчу и может использоваться как руководство для духовной практики. И — используется, чем и объясняется дикая популярность Коэльо в России.

Надо честно признать, что эзотерикой и мистикой Маринина сдабривает повествование очень умеренно и корректно — чудес на уровне реальности не происходит, чудеса происходят на, как любят говорить маги, ментальном уровне, когда духовный путь, выбранный Каменской, оказывается верным и она пожинает плоды нового отношения к жизни.

Несчастная Каменская действует сразу в двух направлениях — она учится ходить заново, преодолевая боль физическую, и боль душевную. Если примеривать эту Каменскую к категориям Коэльо и Кастанеды, то маленькая и трусливая Настя с тонким лицом Елены Яковлевой — от этого уже теперь никуда не деться — идет по пути воина, идет той дорогой, которая выбрана Каменской сознатель, и, главное, верно.

Причем делает это Маринина довольно изящно — почти не перемещаясь в пространстве, Настя Каменская перелопачивает один за одним пласты накопившихся переживаний, очищая и подготавливая свою прямолинейную ментовскую душу к ступени, когда эта самая духовность будет не способом избавиться от физической боли в ноге, а единственно верным способом существования. Настя уже задает вопрос своему духовному гуру, тоже, как ни странно "менту", хоть и бывшему, о том, что же это такое — космос, или высшая сущность и как это все действует, но он благоразумно ей отвечает, что об этом — в следующий раз, чтобы не показалось много и неподъемно. Каменской и читателю, не искушенному в духовных практиках.

Когда духовный рывок совершен, Каменская вырывается из заточения и обретает способность вновь перемещаться в пространстве, но это уже не является необходимостью, решение загадки тройного убийства — в самом буквальном смысле приходит само, прямо в дом, где обитает Каменская. Ей остается только узнать его и по-ментовски "дожать" до признания.

Любопытно взглянуть, как выкрутятся из нестандартной ситуации авторы сериала о Каменской. Самые главные события и рождения решения происходят, когда беспомощная Настя сидит перед камином в роскошном загородном доме и часами смотрит на огонь. А погони и перестрелки остаются за кадром романа.

Впрочем, зрелищность и соль поединку придает противостояние двух женщин — больной, неуверенной в себе, толстеющей Насти и роковой красавицы, обладающей всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. Поединку не прямому — косвенному — они даже не видятся — Настя думает о ней, и, разгадав ее главный секрет, чего не удавалось еще никому за сорок пять лет жизни красавицы, получает победу. Причем, не просто победу — тройную — над женщиной, над болью и над собой. Полезная вещь — закон трех отрицаний.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить