Домой. Писать мемуары…

Думал ли бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе о том, что спустя 20 дней после того, как он назвал прошедшие парламентские выборы «самыми лучшими за всю независимость Грузии», ему придется уйти в отставку? Наверное... Такой искушенный политик не мог не просчитать все варианты развития событий. Хотя, конечно, Шеварднадзе не верил в это – надеялся, что с оппозицией удастся договориться. В самом деле, нынешний политический кризис был далеко не первым за годы пребывания Шеварднадзе на посту президента.
Конечно, «Белый Лис» и его окружение прекрасно понимали, что уже пользуются той поддержкой в обществе, какая у Шеварднадзе была 11 лет назад, когда он сменил на посту президента Звиада Гамсахурдиа. Главным в нынешних условиях было одно – провести парламентские выборы. Причем желательна была победа пропрезидентского блока – тогда была бы обеспечена поддержка парламента, хотя бы на какое-то время. А кроме того, выборы должны были быть проведены так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в честной победе сторонников президента. Потому то Шеварднадзе и поспешил назвать их «лучшими»…
Первая задача была выполнена – пропрезидентский блок одержал победу. Однако убедить жителей Грузии в их честности не получилось – оппозиция просто не дала Шеварднадзе этого сделать. Но не это было для президента самым страшным. Самое печальное для него заключалось в том, что и США не признали итоги выборов в парламент. То есть не прошел вариант, который наблюдался недавно в Азербайджане, где президентом стал Ильхам Алиев. Пусть и с нарушениями. Но Алиев-младший вовремя убедил американцев в своей необходимости, а Шеварднадзе этого не сделал. Решил, что альтернативы ему все равно нет и американцы в любом случае его поддержат. Номер не прошел – хоть у Вашингтона и не было оснований сомневаться в лояльности бывшего грузинского президента, однако открыто поддержать его США не решились. Уж слишком вопиющими были нарушения во время выборов.
К тому же, что, собственно, США теряют? Лидеры оппозиции – и Михаил Саакашвили, и Нино Бурджанадзе – частые гости в американском посольстве в Тбилиси. Так что при любом раскладе к власти в Грузии придет лидер, ориентирующийся на США. Бурджанадзе сейчас исполняет обязанности президента Грузии и уже поспешила заявить о намерении Тбилиси следовать прежнему курсу, т.е. интегрироваться е евроатлантические структуры и поддерживать добрососедские отношения с Россией.
Реверанс в сторону России Бурджанадзе (которую никак нельзя «заподозрить» в пророссийских настроениях) сделала неслучайно. Именно после блиц-визита главы МИД России Игоря Иванова и переговоров при его посредничестве между лидерами оппозиции и Эдуардом Шеварднадзе последний и заявил о своей отставке.
Вполне вероятно, что после того, как Вашингтон призвал Шеварднадзе обеспечить «честны подсчет голосов» (а госсекретарь Колин Пауэлл отказался приехать в Тбилиси, несмотря на просьбу грузинского президента), «Белый Лис» попытался заручиться поддержкой Москвы. Точнее говоря, поддержкой он пытался заручиться уже после выборов, чему свидетельством могут быть телефонные разговоры с Владимиром Путиным и визит в Москву главы Аджарии Аслана Абашидзе, последнего серьезного политика, поддержавшего Шеварднадзе. Аргумент мог быть достаточно простой – к власти в Грузии рвутся силы, которые еще больше испортят отношения между Грузией и Россией. Проблема для Шеварднадзе заключалась в том, что за более чем 11 лет его правления отношения между двумя странами и так оказались испорченными дальше некуда. Конечно, в этом не только его вина, но факт остается фактом – России действительно все равно, кто окажется у власти, потому что выстраивать отношения между двумя странами придется фактически заново…
А вот к чему Россия никак не может оставаться равнодушной, так это к тому, как будут дальше развиваться события в Грузии. И вовсе не потому, что Бурджанадзе с Саакашвили и Жвания стремятся к «интерграции в евроатлантические структуры». Как ни крути, но этот процесс при самом благоприятном развитии событий займет не один год. А вот в том, что «развитие событий» действительно будет благоприятным, нет никакой уверенности.
Во-первых, что бы ни говорили о нынешних лидерах оппозиции, но каждому из них далеко до той популярности, которая была у Шеварднадзе 11 лет назад. А чтобы растерять и ту, которая есть, большого ума не надо – бывший президент очень хорошо это продемонстрировал.
Во-вторых, никуда не делся из повестки дня вопрос о сохранении грузинского государства как такового. Об Абхазии и Южной Осетии речь вообще не идет. Но есть еще и Аджария, лидер которой – Аслан Абашидзе – находится в весьма неприязненных отношениях с победителями.
В Аджарии введено чрезвычайное положение. По словам самого Абашидзе, он прекращает все отношения с центром по крайней мере на 30 дней, поскольку считает неконституционной смену власти в Грузии. По неофициальным данным, глава Аджарии своим распоряжением отменил рейс Батуми-Тбилиси. Офисы партии «Возрождение», которую возглавляет Абашидзе, закрыты по всей Грузии (за исключением Аджарии, разумеется). По словам активистов партии, причиной тому стали постоянные погромы в офисах «при полном попустительстве полиции».
Конечно, говорить о том, что Аджария объявит о независимости и выходе из состава Грузии, пока рано. Абашидзе не склонен к авантюрам и без веских оснований на обострение конфликта с Тбилиси не пойдет. Но если он сочтет, что основания имеются, еще одного политического кризиса не избежать. Все зависит от того, насколько взвешенно будут строить отношения с Аджарией новые власти в Грузии. Учитывая то обстоятельство, что самый популярный политик Грузии, которого прочат на пост президента – Михаил Саакашвили  – склонен к национализму и популизму, весьма вероятно, что отношения между Тбилиси и Батуми будут весьма непростыми.
Отставка Шеварднадзе предотвратила самый худший вариант развития событий – гражданскую войну. Но вопросов после того, как ушел нынешний президент, меньше не стало. Самый главный из них – как себя будут вести лидеры победившей оппозиции? Их объединяла ненависть к Шеварднадзе, но теперь его место вакантно. Учитывая амбициозность лидеров победителей, не приходится сомневаться, что политический кризис в Грузии не окончился. Где гарантии, что вчерашние союзники не передерутся в борьбе за власть? Такое уже неоднократно бывало, и не только в Грузии. Но сейчас от положения в этой республике зависит стабильность ситуации на всем Кавказе. И проблемы Грузии не могут не тревожить все государства региона.
Между тем, сам Шеварднадзе заявил, что уходит «домой, писать мемуары». Правда, не совсем ясно, где именно будет этот дом. Михаил Саакашвили призвал предоставить бывшему президенту гарантии неприкосновенности. А правительство ФРГ предложило Шеварднадзе убежище в знак признания его заслуг в деле объединения Германии. Так что может быть разговоры о вилле в Баден-Бадене, якобы принадлежащей Шеварднадзе, не такой уж и вымысел?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить