Мертвые тюлени и ракетный «Бегемот»

Одни – те, которые “не в курсе”, прочитав этот материал, обязательно скажут, что здесь фантазии автора больше, чем правды. Другие, которые “в курсе”, скажут: ну вот, военные тайны разгласил… Ну так вот: здесь нет ни фантазии, ни военной тайны. Все, что написано ниже, взято не “с потолка”, а из бесед автора с настоящими, живыми людьми. Подтолкнула к написанию этого материала недавняя история с погибшими тюленями и морскими звездами. Тюлень и бегемот (точнее вот так, в кавычках: “Бегемот”) – что между ними общего? Оказывается, много чего…

Тюлени

Очень много сообщали на прошлой неделе все газеты Поморья об экологическом инциденте (почему слово “катастрофа” тут неприменимо, объясню чуть позже) – на городском пляже Северодвинска нашли множество трупов тюленей, выброшенных морем. Много дней они лежали прямо на пляже, пугая прохожих своим раздувшимся видом. Как сообщил “Независимому взгляду” председатель экологического Совета Северодвинска Владимир Глушков, тела тюленей в конце концов убрали – когда о них заговорило телевидение. По его информации, вблизи Сюзьмы (тоже недалеко от Северодвинска по беломорскому побережью) на берег выбросились морские звезды. Обнаружили морских звезд участники военно-спортивного лагеря “Азимут”, возвращавшиеся из экспедиции. Как оказалось, техногенные причины гибели тюленей и звезд тут ни при чем. Хотя упоминались в качестве версии и отравляющие вещества на дне Белого моря, брошенные туда чуть ли не во времена второй мировой, и недостаток пищи, и прочее. На днях специальная экспедиция СевПИНРО, вернувшаяся из мест обнаружения мертвых тюленей и морских звезд, подтвердила официально: экологической катастрофы не было. Мать природа, которая нас всех, ее детей -- и людей, и тюленей – любит и лелеет, в тоже время может быть жестокой, что уж поделаешь… Сейчас популяция тюленей на Белом море насчитывает около 300 тысяч особей. По статистике, до поры “взрослости” доживает лишь 70 процентов тюленей, 30 процентов умирает. Естественный отбор… Поскольку общая численность тюленей на Белом море растет, то и количество погибших тоже увеличивается. А вот почему погибших тюленей находят каждый год в одних и тех же местах (например, на городском пляже Северодвинска на острове Ягры)? По мнению некоторые военных моряков-подводников, версия может быть такой.

Ослабленных тюленей выбрасывает на берег именно на мелководье. Штормовая или просто сильная волна загоняет ослабленных тюленей к берегу, что называется, “в легкую”, а вот обратно им просто не выбраться – на мелководье действуют несколько иные законы гидродинамики, нежели на глубине. Будь у побережья того же ягринского пляжа глубоко, даже ослабленный тюлень мог бы выплыть “под волнами”… Та же подводная лодка под водой движется куда быстрее и легче. Чем в надводном положении. Ну что ж, это пока версия. Но, если задуматься, то только в нее и “вписываются” места массового выброса тюленей на берег. Но в результате разговора с известным подводником родилась и еще одна мысль – рассказать о самой крупной экологической катастрофе на Белом море, сопровождавшейся как раз гибелью тюленей и морских звезд. Было это ровно 15 лет назад. В общем, мы расскажем о “Бегемоте”. Информация взята “Независимым взглядом” из рассекреченных архивов Министерства обороны и из Интернета.

“Бегемот”

Ровно 15 лет назад, летом 1989 года, на одном из полигонов боевой подготовки ВМФ СССР была сделана первая в истории попытка стрельбы из подводного положения сразу всеми 16-ю ракетами с борта суперновейшего для того времени подводного ракетного крейсера стратегического назначения, атомной подводной лодки проекта 667БДРМ с оперативно-тактическим номером “К-407”. Вспомните то время – закат перестройки, преддверие развала СССР, начало всеобщего бардака в стране, горбачевский “сухой закон”, дружба и любовь с бывшими вероятными противниками... Советские военные захотели показать и стране, и миру, и Горбачеву (который военных вообще-то недолюбливал), что океанский ракетно-ядерный флот еще на что-то способен. Еще весной 1989 года он подмахнул секретную директиву о проведении уникальной стрельбовой операции на северном флоте не глядя и не особенно вдаваясь в подробности…

Операцию назвали “Бегемот”. Почему – да Бог его знает. АПЛ проекта 667БДРМ с 16-ю баллистическими ракетами на борту, то есть с полным боекомплектом, должна была выйти в полигон Белого моря, погрузиться на глубину 50 метров и дать полный залп. Однако во время погружения и предстартовой подготовки одну ракету раздавило давлением воды, в море попало весьма ядовитое ракетное топливо. Через неделю на побережье Белого моря оказались миллионы морских звезд и тысячи мертвых тюленей. Многие северяне помнят, как это было… Конечно, тогда в смелеющей перестроечной прессе тоже появились тревожные публикации, тоже был поднят шум, искались причины, ликвидировались последствия… Но настоящей причины экологической катастрофы никто не знал примерно до середины 90-х – все-таки в СССР умели хранить секреты. Государственная комиссия потом установила, что вины экипажа АПЛ в случившемся не было. Техника подвела…

“Бегемот-2”

И все-таки неудача, хоть и расстроила военных моряков, но все-таки не смогла заставить их опустить руки. Через два года, летом 1991 года, операция по стрельбе всеми ракетами из подводного положения с борта АПЛ была все-таки доведена до конца. В 21 час 09 минут 6 августа 1991 АПЛ проекта 667БДРМ, впоследствии получившая название “Новомосковск”, дала успешный залп всеми ракетами. Все достигли цели на специальных стрельбовых полях за тысячи километров от места старта. По иронии судьбы, это был САМЫЙ последний масштабный эксперимент военно-морского флота СССР – буквально через несколько дней случился опереточный “переворот” под названием ГКЧП. А еще через несколько месяцев не стало и советской империи. Командир подлодки, представленный к званию Героя Советского Союза, награды так и не получил – ее так и отменили, как и весь Советский Союз. С тех пор таких крупных морских стрельбовых операций в нашей стране не было. Да пока и не известно, будет ли еще что-то подобное. Вспоминаются события на учениях перед президентскими выборами нынешнего года, когда Владимир Путин много часов ждал пуска ракеты с борта того самого ракетоносца проекта 667БДРМ, но так и не дождался… Но это уже совсем другая история. Не экологическая, а политическая.

Дмитрий Колосов, “Независимый взгляд”

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *