Юлия Шилова: Провинциалка - охотница за женихами или наивная жертва?

Писательницу Юлию Шилову не зря называют адвокатом женщин. Кто еще мог сподобиться на написание нелитературного проекта, представляющего собой стратегический и тактический план покорения Москвы провинциалками . Юлия на опыте своих друзей и своем собственном поняла, какие непростые и опасные ситуации подстерегают иногородних девушек в столице. Чтобы хоть немного обезопасить своих последовательниц, Шилова поделилась с ними своими знаниями, а так же дополнила их неофициальными советами сотрудников милиции. Об этом и о многом другом мы поговорили с Юлией.

- Юля, насколько все эти написанные тезисы перекликаются с вашей собственной биографией?

- Не все, конечно, но перекликаются. Когда я в 17 лет села на поезд Владивосток-Москва и ехала на нем семь суток, мне больше всего хотелось бы иметь какое-нибудь руководство к действию. Например, где и как найти дешевую гостиницу? Я же ехала в неизвестность, не имея представления о своих возможностях. Поймите, я призываю далеко не всех девушек срываться с места и покорять столицу, а только тех, кто хочет добиться от жизни нечто большего, чем имеет на данный момент. Они меня читают, они мне доверяют, поэтому я считаю, что написанные мною советы хоть как-то помогут им освоиться в Москве. Это жителям столицы кажется, что все вопросы решить очень просто. Найти гостиницу? Не проблема! Взял справочник и выбирай. Но девушка из провинции всего этого не знает. Я, например, с вокзала дошла до гостиницы « Ленинградская » и прочитала на дверях: «мест нет». Ну и что делать дальше? Паниковать?

- Считается, что современные девушки куда более продвинутые, чем были еще несколько лет назад, а потому все, что необходимо, они прекрасно знают. Согласны с этим?

- Нет, не согласна. Я же получаю письма и знаю уровень их осведомленности. Максимум, о чем девчонки имеют представление, это о том, что надо подойти к объявлению «гостиницы на дому» или к человеку с таким объявлением. Тогда есть шанс где-то обосноваться. Я всеми своими советами стараюсь придать им моральные силы, чтобы они не растерялись, не сломались, не попали в какую-нибудь историю.

- А вы не считаете, что, благодаря стереотипу, иногородняя девушка, как бы правильно себя ни вела, все равно будет восприниматься охотницей за выгодными женихами?

- Полностью согласна. Те же московские женихи именно так девушек из провинции и воспринимают, за редким исключением. Они не рассматривают таких девушек как потенциальных жен. Хотя провинциальная девушка провинциальной девушке рознь. Многие способны на абсолютно искренние чувства, при которых финансовая состоятельность мужчины не имеет значения. Став москвичкой, я, наверное, смогла понять здешний скептицизм. У меня растут две дочери. И если у одной из них нарисуется жених из Урюпинска, я тоже буду под лупой изучать его. Вдруг он альфонс, каких сейчас полно, и не любит дочь, а просто хочет ее использовать?

- Юля, почитав ваш нелитературный проект, у меня сложилось впечатление, что вы с большой иронией относитесь к москвичкам, которых считаете изнеженными бутонами на всем готовом.

- В своих книгах я ни разу не давала повода подумать о моем негативном отношении к москвичкам. Это исключено, потому что я сама фактически стала москвичкой. Ирония же касалась лишь того, что какие-то вещи столичные жители воспринимают как само собой разумеющиеся, в отличие от приезжих. Это действительно так. Москвич не станет судорожно размышлять о жилье, о еде и прочем, потому что даже в самой критической ситуации может обратиться к родственникам или друзьям. У приезжих чаще всего такой возможности нет – они вынуждены крутиться сами.

- Почему вы считаете, что карьера и блага жизни тяжело достаются только провинциалкам? Я знаю массу примеров успешных москвичек, которые не бегали «под крыло к маме», а всего добивались самостоятельно.

- Я тоже знаю массу таких примеров. Я преклоняюсь перед самодостаточными женщинами , которые сделали себя сами, и не важно, москвички они или нет. Они достойны восхищения. Но, опять же, москвичкам было чуть легче хотя бы потому, что они имели моральную поддержку друзей и родных. Моим дочерям сейчас будет проще, чем мне в свое время, потому что у них уже есть квартира и мама рядом. На сегодняшний день провинциалок с родителями разделили безумно дорогими междугородними переговорами и дорогими билетами, так что лишний раз слово ближнего не услышишь.

- Юля вы охватили в своем пособии для иногородних практически все проблемные ситуации – отношения с милицией, варианты проживания, устройство на работу, проституцию. Однако же большинство моих знакомых лимитчиков волнует незатронутый вами момент: как избавиться от акцента, который может помешать любому начинанию?

- Например, Наташа Королева . Сколько с ней ни занимались, украинский говорок так и остался. Мое к этому отношение отрицательное. Конечно, от акцента нужно избавляться. Несколько занятий с логопедом и собственное желание могут этому поспособствовать. Чего лукавить, местечковый говор выступает для москвичей раздражителем. И планка такого человека, каких бы высот он не достиг, всегда будет ниже. Скажут: «Понаехали тут!» У меня тоже есть знакомые, в основном мужчины, которые имеют состояние, но при этом остались Иванами из деревни Большое Дышло. Зачем позориться? Меня один хороший знакомый пригласил на ужин. Я посмотрела, как он ест, как говорит, и ужаснулась. Сказала ему: «Слушай, ты же занимаешь серьезное положение, но не имеешь представления ни об этикете, ни о культуре речи. Не хочешь этим заняться?» Он только отмахнулся: «У меня есть бабки, зачем мне думать о таких вещах?» Это, конечно, раздражает. Если не хочешь себя изменить, то хотя бы умей скрывать свои недостатки.

- Юля, а почему вы призываете штурмовать именно Москву, которая и так еле вмещает всех желающих, а не советуете поискать удачи, например, в Питере или за границей?

- Потому что Москва – деловой город, здесь больше шансов и пространства для реализации. Я получала письма, где девушки писали о попытках сделать себя в Питере или за границей, но ничего хорошего из этого у большинства не вышло. Чтобы ехать за границу, необходимо знать язык. Там наши девушки работают в основном няньками, уборщицами, прислугой. Словом, чернорабочие за минимальные деньги. Наверное, это не тот статус, которого хотят добиться те, кто уезжает с родины. Питер потрясающе красивый город, но бизнесом там заниматься… Не знаю. Когда я выбирала между Питером и Москвой, то выбрала последнюю.

- И много вы палок переломали, прежде чем добиться успеха?

- Мне было тяжелее в том плане, что я жила далековато от Москвы. Некоторые покорительницы живут поближе. Я покорила Москву со второй попытки. Точнее сказать, сжилась с ней, прониклась городом. Никто меня с хлебом-солью не ждал, поэтому моя наивность быстро пообломалась. Большинство девушек из провинции губит излишняя доверчивость. На самом деле не стоит сильно обольщаться на счет гостеприимства столицы. Звучит красиво, но в реальности приходится самому пробивать стены. К счастью, на моем пути попадались хорошие люди, поэтому непристойных предложений я избежала. Может, тогда было поменьше грязи, чем сейчас? Хотя периоды отчаяния у меня случались. С другой стороны, все это намного легче, чем наблюдать, когда других девчонок под видом легальной работы вербуют в проституцию, отправляют, как рабынь, за границу… Все это ужасно. Эти проблемы я рассматриваю в моих книгах, потому что много моих знакомых и подруг обожглось таким образом. Понимаю, что таким образом я не искореню проблему проституции, но хоть кому-то помогу. Когда подходит посторонняя женщина и говорит «Спасибо, Юленька, вы уберегли мою дочь!», это дорогого стоит. Значит, я не зря пишу. Хотя процент иногородних, работающих в древнейшей профессии, по-прежнему высок.

- Видимо, потому, что проституция остается самым быстрым видом заработка?

- Конечно. Трудно осудить девушку, у которой, например, больна мать и брат инвалид. Ей срочно нужны деньги на операцию и лекарства, а на работу устроиться сложно или же работа не приносит необходимых денег. Конечно, нужда толкает ее на панель. Она и сама понимает, что это грязно и противно, но не видит другого выхода. Другое дело, когда девчонки ломаются, им не хватает силы воли перепробовать себя в нормальных профессиях, хотя бы попытаться достичь чего-то. Естественно, они послушают «подсадных», которые расскажут им про красивую жизнь какой-нибудь бывшей проститутки, которая заработала денег, купила квартиру, вся в шоколаде и уже не работает. Откуда наивной девушке из провинции знать, что на самом деле та, которая «в шоколаде», умерла от передозировки или спилась? Любые нравоучения бессмысленны. Каждый волен сделать свой выбор сам. С моей точки зрения, лучше, если девушка поймет, что Москва не для нее и уедет обратно домой, чем попадет на самое дно и сгорит.

- Ну, а тем, кто все же решит остаться, вы чего пожелаете?

- Веры в себя. Самое главное, иметь блеск в глазах и нести уверенность в себе. Никому не показывать, что у тебя какие-то проблемы, что, положим, завтра тебе нечего будет есть или нечем платить за угол. С уверенным человеком гораздо охотнее идут на контакт и ему легче чего-то добиться, чем тому, кто опустил руки. Надо всегда помнить, что все в жизни может быть по-другому, надо лишь потерпеть и приложить усилия. Ну и, конечно, быть очень осторожной.

- А вы не думали написать такие же советы для иногородних мальчиков, которым тоже порой приходится несладко?

- Нет, мужчинам я помогать не хочу. Им и так все достается легче, чем женщинам. Настоящий мужчина сам в состоянии решить свои проблемы. А те, кто ищет легкого решения, становятся альфонсами. Поэтому я буду всегда на стороне женщин.