Мумии, «проклятые» забвением

Египетские археологи, обычно ищущие в песках сокровища прошлых веков, нашли один из самых внушительных тайников с предметами древнего искусства совсем в другом месте, в центре Каира, в помещениях подземного этажа Египетского музея. В течение последнего столетия найденные памятники помещались сюда для хранения в целях безопасности; о них забывали. В результате многие бесценные артефакты просто рассыпались здесь, покрытые слоем пыли.

О них вспомнили совсем недавно. Кража и находка трех статуй из подвального этажа музея заставила официальных лиц приступить к подготовке первого полноценного инвентаря сотен памятников, находящихся под музеем. «За последние сто лет кураторы сидели, пили чай и не выполняли свою работу, — отмечает д-р Захи Хавасс . — Никто не знает, сколько всего предметов находится в подвале музея, и это ужасно».

Ступени ведут к маленькой, словно предназначенной для карликов, закрытой двери. От нее лестница вновь идет вниз. Подвал музея — это лабиринт коридоров с арочными сводами и скупым светом ламп-времянок. Стены коридоров от пола до потолка заполнены сотнями полок. В коробах — древняя керамика и фрагменты плит, покрытых иероглифическими текстами. Шесть сотен саркофагов и 170 мумий покоятся в глубинах этой запутанной системы помещений. Никто не знает, было ли что-то украдено отсюда за последние годы и, если было, то в каком объеме, сообщает сайт "Ассоциации по изучению Древнего Египта "Маат" .

«Это апофеоз ста лет небрежности и халатности, — говорит д-р Али Радуан , профессор египтологии Каирского Университета, недавно побывавший в подземных галереях. — Ужасно, что у такой страны, как Египет, столь позорное хранилище для бесценных свидетелей прошлого». Сооруженный по проекту французского архитектора Марселя Дурньона в начале XX века, Музей почти не изменился за последние десятилетия. Более 120 тысяч памятников переполняют его залы, давно превращенные в один огромный склад. Большая часть этих поступлений так и не была правильно занесена в инвентарь. Даже часть этикеток в экспозиции сохранилась с колониальных времен.

Два года тому назад сотрудники музея начали программу по расчистке подвала и превращению его грязных коридоров в выставочные залы. По поручению д-ра Хавасса был создан комитет кураторов, который должен создать полный перечень того, что хранится в залах. Работать здесь трудно. Вентиляция очень слабая, свет ужасный и пыль... огромное количество пыли. На сегодняшний день в инвентарь занесено около 22 тысяч памятников, что составляет около 20 процентов всего количества предметов. Никто не знает, что будет найдено при вскрытии очередной коробки. В одной из них г-жа Абдель Разек, возглавляющая работы, обнаружила фрагменты дворца фараона Мернептаха, раскопанного в Мемфисе в 1915 году. Некоторые фрагменты попали в США, в Музей Университета Пенсильвании, где смонтированы в прекрасной экспозиции. Те части, что остались в Египте, были забыты: в залах места им не нашлось. «Это словно полноценные раскопки», — говорит г-жа Абдель Разек .

Работы спокойно шли многие месяцы, пока не обнаружилось, что из подвала пропали три статуи эпохи Древнего царства. Было начато срочное расследование, в результате которого были арестованы двое мужчин из команды, занятой расчисткой. Они рассказали полиции, что эти три памятника валялись в углу, и они решили, что статуи никому не нужны. Им удалось вынести памятники из здания вместе со строительным мусором. Эта история всколыхнула Высший Совет по древностям, который ускорил работы по разборке ящиков и коробок с бесценными шедеврами. Недавно, показав подвалы небольшой группе журналистов, ученых и сотрудников музея, д-р Хавасс пообещал, что через год инвентарь будет готов, а сами коридоры превратятся в нормальное хранилище с кондиционерами и прочными полками. Пока же это — эпизод из фильма ужасов: человеческие останки лежат, забытые на полках, черепа, перемешенные с амулетами, сосудами и черепками керамики, брошены на ящиках с находками.  В одном углу г-жа Абдель Разек показывает на полдюжины искусно расписанных саркофагов. По ее словам, когда она впервые сюда спустилась, они валялись друг на друге, покрытые таким слоем грязи, что не было даже понятно, что за груда обломков находится перед ней. Первая расчистка показала, что это саркофаги жрецов бога Амона. Мумии лежали неподалеку, на полках.

«Последняя кража стала для нас и последним предупреждением, — говорит Али Радуан. — Мы потеряем эти памятники, если ничего не предпримем».

© «New York Times»
Авторизованный перевод: Виктор Солкин

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *