Русских заменят мигранты. Французский опыт ничему не научил

Правительство России решило бороться с очевидными демографическими проблемами самым простым способом: увеличением миграции. На днях премьер-министр Михаил Фрадков  подписал постановление, в полтора раз увеличивающее квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности на 2006 год. Согласно этому документу, в следующем году разрешена выдача 329.3 тыс. приглашений на въезд в РФ "гастарбайтеров", что на 50% больше уровня 2005 года. Как напоминает AK &M, в этом году квота составляет 214 тыс. приглашений на въезд в РФ на работу.

В ближайший месяц Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и МВД должны распределить квоту по регионам. В этом году самая большая квота на приглашение иностранных рабочих была выделена Москве — 18% от всех мигрантов, на втором месте — Приморский край (7%), на третьем — Московская область (5%).

Следующий год не станет рекордным в смысле легальной миграции. Например, в 2003 году квота для "гастарбайтеров" составляла 530 тысяч человек. Однако теперь, в свете дискуссий вокруг проблемы вымирания коренных народов России, увеличение правительством только легального потока мигрантов выглядит симптоматично. Буквально на днях Центр стратегических исследований Приволжского округа опубликовал доклад, в котором призывает власти привлекать по 0,8-1 млн мигрантов в год для решения демографических проблем.

Проблема с вымиранием населения в России принимает угрожающие формы. Министр регионального развития России Владимир Яковлев не далее как весной этого года заявлял, что миграционно-демографическая ситуация в стране по уровню остроты вышла на первый план. "В стране с населением 144 млн человек скоро некому будет работать", - заявил он. До 60% россиян – это старики, дети и инвалиды. Из 20 млн мужчин трудоспособного возраста примерно 1 млн отбывает заключение за различные преступления, 4 млн служат в системах МВД, МЧС и ФСБ. "Еще 4 млн – хронические алкоголики, а 1 млн – наркоманы", - говорил Яковлев.

По данным Росстата, в целом по стране превышение числа умерших над родившимися состав- ляет 1,7 раза. Сохранение этой тенденции в обозримом будущем приведет к тому, что к 2050 году население России составит от 80 млн (оценка Российской академии наук) до 100 млн человек (оценка Росстата).

При этом в Западной Европе, наблюдается нулевой рост населения, в США – небольшой прирост, а Китай и Индия, которым отводят ведущие роли в мире ближайшего столетия, вообще мучаются проблемами перенаселения.

Очевидно, что конкурентоспособность России, как державы, на этом фоне выглядит совсем незавидно. Что, естественно, не остается незаметным для ведущих аналитических центров, и в своих прогнозах на ближайшие десятилетия они уже учитывают ослабевшую людьми Россию.

По оценке ведущего экономиста Deutsche Bank Норберта Вальтера , доля россиян по отношению к численности населения мира, которая в 2000 году составляла 2,4%, к 2025 году уменьшится до 1,6%. Особенно проблематично для России, что возрастная группа 15-24-летних к 2025 году сократится до 45%.

Из-за этого России не удастся с максимальной выгодой использовать сверхблагоприятную конъюнктуру на мировом рынке сырья, которая сохранится в обозримой перспективе - ввиду сокращения к 2025-му году потенциала рабочей силы. Демографические проблемы будут замедлять экономический рост в стране на 1,5-2% ежегодно.

Нельзя сказать, что руководство страны не озадачено этой проблемой. Заявления министров и других чиновников тому подтверждение. Но путь, который выбирает правительство, мягко говоря, спорен.

Напомним, что новейшая история знает три основных способа борьбы с уменьшением народонаселения. Первый – увеличение потока мигрантов из более бедных стран. В этом плане России "повезло" – после развала СССР она окружена нищими странами, население которых готово на многие лишения, лишь бы выбраться на заработки в России и, если повезет, осесть там. Стоит отметить, что в этом случае толпа мигрантов имеет весьма маргинальный состав – в Россию отправляются искать счастья только от безнадеги. За этот путь ратует экономический блок правительства (в частности, министр экономического развития и торговли Герман Греф). По этому пути пошли некоторые западные страны, что ставиться отечественными либералами в пример. Однако на фоне еще не минувших событий в Франции, где толпы мигрантов вышли из под контроля и потребовали для себя особых прав и благ, аргументы к бесконтрольной миграции выглядят бледно.

Второй вариант – закон о репатриации. Истории известны примеры, когда государства, бывшие граждане которого оказались волей судеб за границей, предпринимали усилия для возвращения соотечественников. К этому способу небезуспешно прибегали и гитлеровская Германия, и современный Израиль. Соотечественникам или соплеменникам по родовому или религиозно-культурному статусу предоставляются льготные условия для получения гражданства и социальной адаптации в приютившей их стране. Подобный подход, в отличие от первого варианта, позволяет привлечь значительно больше квалифицированных специалистов, так как мотивацией для миграции в большей степени становится возвращение на Родину, а не просто поиск сытой жизни.

Третий путь был успешно опробован в СССР, а также ряде других стран в разные периоды (в частности, после Второй мировой войны): государственная поддержка многодетности, законодательный запрет абортов. Во многом благодаря этим мерам Советскому Союзу удалось частично справиться с колоссальными потерями во время войны.

К сожалению, последний вариант даже не обсуждается в высоких кабинетах. Он, равно как и профилактические программы по поддержке молодых семей, рассчитан на долгосрочный эффект (первая отдача – через 15-20 лет). В России же власти еще не привыкли мыслить дальше, чем на 5 лет.

С репатриацией вопрос сложнее. Признавая в целом правильность и важность этой идеи, ни денег, ни организационного пыла на ее реализацию до сих пор не нашлось. Вместе с тем, по осторожным оценкам Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, потенциал русской репатриации в Россию можно оценить примерно в 3,5 млн. человек.

Но для реализации этого потенциала в России нет условий: сложности с регистрацией, получением гражданства и, следовательно, трудоустройством, сильно затрудняют интеграцию репатриантов. Как результат, массовое бегство русских из стран СНГ и Балтии в период 1990-1995 годов сменилось тонким ручейком. В то же время республики стран бывшего СССР со временем оценили интеллектуальный и трудовой потенциал русского населения и постепенно создают им приемлемые социо-культурные условия жизни.

В настоящее время единственным ответом правительства на демографические вызовы стало предложение главы Минэкономразвития Германа Грефа о создания благоприятных условий для иммиграции – с отменой всяческих квот и ограничений. Греф ратует за увеличение миграционных потоков – именно количественное, а не качественное. В этой связке идет его же предложение о миграционной амнистии. Иными словами, предлагается "одарить" правами граждан миллионы незаконно въехавших в страну иностранцев, значительная часть которых уже по-своему "легализовалась" в этнических преступных группировках.

Увеличение квот – один из шагов к желанному потоку в 1 миллион мигрантов в год. Французский опыт (равно как и югославский), опыт наших либералов ничему не научил.