"Синдром дайвера": в фанате компьютерных игр пытаются найти "русский фашизм"

Вчерашний инцидент в синагоге на Большой Бронной улице в Москве всколыхнул еврейскую общественность в России и за рубежом. Влиятельная израильская газета « The Jerusalem Post » поспешила напугать своих читателей чудовищной картиной: пьяный скинхед устроил кровавую баню в московской синагоге, выкрикивая: «Хайль Гитлер!» и «Я пришел убивать евреев!».

Читайте подробнее о резне в московской синагоге здесь...

Эта версия была немедленно подхвачена и растиражирована многими европейскими и американскими СМИ. Теперь уже весь мир знает, что в Москве по улицам вместо диких медведей ходят одетые в кожу бритоголовые скинхеды, любимое развлечение которых – резать молящихся в синагогах евреев. Еврейская община России призвала российские власти предоставить вооруженную охрану всем еврейским институтам в Москве и сурово преследовать все проявления расовой ненависти. «Если сегодняшнее событие не прозвучит как сигнал тревоги, то обществу грозит серьезная опасность, - заявил пресс-секретарь ФЕОР Борух Горин. – Фашизм постучит в двери всех граждан, если мы сейчас же не предпримем серьезных мер».

Представителю ФЕОР вторят евреи Санкт-Петербурга. «Мы воспринимаем случившееся как грозный сигнал, - говорится в заявлении петербургской еврейской религиозной общины. - Это происшествие — следствие широкого и безнаказанного распространения националистической идеологии».

Между тем инцидент на Большой Бронной вовсе не так однозначен, как представляется озабоченным ростом ксенофобии представителям еврейской общины. Нет никаких доказательств принадлежности двадцатилетнего Александра Копцева к какой-либо националистической группировке, в том числе к скинхедам. Версия о том, что Копцев действовал из националистических побуждений, основывается только на противоречащих друг другу показаниях свидетелей (некоторые из присутствовавших в синагоге утверждают, что Копцев орудовал ножом молча, другие настаивают на том, что он громко кричал «Хайль Гитлер!») и на недостоверной информации о том, что последней книгой, которую читал молодой человек, была «Моя борьба» Адольфа Гитлера (об этом правоохранительным органам якобы сообщили соседи задержанного).

В действительности же Копцев был тихим и малообщительным молодым человеком, который никогда не состоял на профилактическом учете в правоохранительных органах, не привлекался и не имел судимости, вел добропорядочный образ жизни. По информации газеты «Коммерсантъ», год назад Александр получил тяжелую психическую травму – у него умерла сестра. С тех пор он окончательно замкнулся в себе и проводил большую часть времени, играя в компьютерные игры.

Именно в компьютерную игру «Postal -2» Александр Копцев и играл перед тем, как выйти на улицу и отправиться в синагогу на Большой Бронной. Игра «Postal -2» моделирует ситуацию, в которой главный герой должен убить как можно больше людей на улицах своего родного города – если он не будет этого делать, его прикончат собственные соседи. Сам термин «posta » (буквально – «почтовый») получил свое современное значение после ряда случаев, когда мирные сотрудники почты под воздействием бессмысленной монотонной работы брали в руки оружие и устраивали немотивированную бойню.

По иронии судьбы именно это и произошло с Александром Копцевым: игра, в которую он играл, превратила его в зомби, запрограммированного на смерть и разрушение. Еще недавно казалось, что подобные истории – удел писателей-фантастов. Таких, например, как Сергей Лукьяненко, в культовом романе которого «Лабиринт отражений» действуют профессионалы по погружению в виртуальный мир – «дайверы». «Дайверы», проводящие большую часть своей жизни в виртуальности («Глубине»), страдают специфическими заболеваниями, в частности, дип-склерозом, заставляющим их забывать мир реальный...

Фантастика? Но уже сейчас у любителей компьютерных игр все чаще встречается такое заболевание, как СВЭ - синдром видеоигровой эпилепсии. Это заболевание дает о себе знать головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушениями зрения. Синдром не приводит к ухудшению умственных способностей, но формирует черты, характерные для эпилепсии, – подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость. Человеку, страдающему СВЭ,не так уж сложно взять в руки нож и «продолжить игру» в реальном пространстве...

Таким образом, инцидент в московской синагоге действительно должен послужить «грозным сигналом» - но предупреждает этот сигнал не о «стучащемся в двери русском фашизме», как пытаются убедить мир представители еврейской общины, а о все возрастающем влиянии виртуальной реальности на человеческую психику.

Остается лишь пожалеть, что правда об Александре Копцеве, ставшем жертвой захватившей его мозг компьютерной игры вряд ли будет подхвачена мировыми СМИ. Ведь куда скандальнее и политически выгоднее представить Копцева «пьяным бритоголовым, вломившимся в синагогу с криками «Хайль Гитлер!». Пусть даже факты говорят совсем о другом.

Сергей Беликов, адвокат, исследователь скин-движения, автор трех книг по проблемам скинхедов, в том числе монографии «Скинхеды в России» (книга издана в 2005 г. в рамках проекта противодействия расизму, ксенофобии и антисемитизму Московского Бюро по правам человека), уверен, что версия с якобы скинхедом абсолютно беспочвенна.

Беликов так прокомментировал произошедшее "ПРАВДЕ.Ру":

- Традиционные враги скинхедов – представители «небелых» рас: африканцы и азиаты. В России чаще всего объектами насилия скинхедов становятся так называемые «лица кавказской национальности». Что касается представителей белой расы, то скинхеды считают своими врагами антифашистов, гомосексуалистов и даже бомжей, а вот на евреев, как правило, не нападают. При этом антисемитизм, безусловно, присутствует в идеологии скин-движения, но, во-первых, он характерен для так называемых старых скино», к которым Александр Копцев не может принадлежать хотя бы по критерию возраста, а во-вторых, он носит, если можно так выразиться, ритуальный характер.

- У «старых скинов», принадлежащих к очень малочисленной группировке «национал-социалистов» есть две ритуальные даты для совершения актов вандализма на еврейских кладбищах, например. Это ночь с 9 на 10 ноября – в память о «Хрустальной ночи» 1938 года, когда по всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, и, в редких случаях, 1 апреля (в этот день в 1933 году в Германии был объявлен бойкот всех еврейских предприятий). Молодые же скины не интересуются проблемами антисемитизма. Их враги – прежде всего кавказцы («хачи», «черные», «звери»). Так что нападение на молившихся в синагоге не может быть делом рук скинхеда.

- Вообще во всей этой истории довольно много странного, много несостыковок. Известно, что в синагогах очень внимательная охрана, кроме того, на входе стоят металлодетекторы, которые просто не могли не зазвенеть при попытке пройти с ножом. Пронести же оружие в синагогу и нанести ранения такому количеству молящихся (по сообщениям прессы, в синагоге на Большой Бронной пострадало 8 евреев) мог только очень хорошо подготовленный человек. Вряд ли Александр Копцев, у которого, кстати, не видит один глаз, подходит под это определение.

СПРАВКА:

13 июля 1999 г. в здании Московской хоральной синагоги в Б. Спасоглинищевском переулке 20-летний студент юридического факультета Академии труда и социальных отношений Никита Кривчун тяжело ранил заместителя директора Детского центра искусств 52-летнего Леопольда Каймовского. Это событие в тот же день вызвало весьма резкие заявления со стороны еврейской общины России, Российского еврейского конгресса и посольства Израиля в Москве. Главный раввин России Адольф Шаевич заявил тогда: "Это событие - следствие полной бездеятельности правоохранительных органов. В нашей стране нет никаких законов, и мы забыли, что такое фашизм".

Тогдашний президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Владимир Гусинский заявил, что он уверен: это преступление стало "следствием той антисемитской истерии, которая была спровоцирована целой серией провокационных заявлений, публично сделанных несколькими известными коммунистическими лидерами, а также их союзниками из экстремистских организаций крайне левого и фашистского толка". Обвинение Кривчуну было предъявлено по статье 195 ч.2. УК РФ (покушение на убийство на почве религиозной вражды). После судебно-медицинской экспертизы суд Кривчун был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение.

Автор Степан Королев
Степан Королев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру