Капелланы в Российской армии поставят крест на дедовщине!

После трагедии с солдатом-срочником Андреем Сычевым на поиск панацеи от дедовщины в армии были брошены все силы: и Минобороны, и Генеральная прокуратура, и даже Русская православная церковь.

Генпрокурор России Владимир Устинов, по-видимому, отчаявшись справиться с неуставными отношениями одними лишь силовыми мерами, предложил своим коллегам "подумать о восстановлении должности полковых священников".  И вот, недавно Главная военная прокуратура (ГВП) разродилась законопроектом о полковых священниках. Новый закон, в соответствии с которым священники Русской православной церкви в скором времени могут сменить рясу на камуфляж и войти в штат вооруженных сил, по мысли его разработчиков, должен если не окончательно покончить с неуставными отношениями в армии, то хотя бы нормализовать обстановку в войсках.

"Подготавливая этот законопроект, - заявил "Правде.Ру" старший помощник Главного военного прокурора генерал-майор юстиции Валерий Кондратов, - мы исходили из уже полученного опыта сотрудничества Русской православной Церкви и Минобороны, а также использовали примеры законодательств в этой сфере других стран". Он выразил уверенность, что в скором времени полковые священники займут свое место в ВС России, однако, по мнению генерал-майора, для этого еще нужно урегулировать все правовые аспекты.

Координировать работу полкового священства, по мнению разработчиков этого законопроекта, будет специально созданное в структуре Минобороны Главное управление военных священников. По всей видимости, это управление возглавит представитель Церкви, чью кандидатуру будет утверждать сам министр обороны. Законопроект ГВП предусматривает и присвоение священникам воинских званий - старшего офицера и сержанта. Вопрос о том, кто же будет оплачивать работу полковых священников: Церковь или Министерство обороны (из карманов налогоплательщиков), пока еще окончательно не решен. Вероятно, все затраты будут разделены поровну между военными и религиозными организациями.

А вот повоевать во время исполнения пастырской работы  священнослужителям едва ли удастся. Им запретят брать в руки оружие - их деятельность будет носить сугубо церковный характер. Известно также, что батюшек, принятых в штат, не будут заставлять носить военную форму.

Глава "силового ведомства" Церкви, ответственный за взаимодействие с ВС протоиерей Дмитрий Смирнов не скрывает, что процесс возрождения института полкового священства, который так стремится форсировать ГВП и Минобороны, дело отнюдь непростое. Оно и понятно: если создавать в ВС институт полкового священства, то у Церкви просто не хватит рук, чтобы проводить полноценную духовную работу в частях. На сегодняшний день в разных частях и подразделениях ВС трудятся около 2 тысяч православных батюшек. А по прогнозам, армии необходимо порядка 5-6 тыс. священников.

Впрочем, патриарх Алексий II уже дал свое благословение на подготовку полковых священников и призвал духовенство еще эффективнее работать в армии, чтобы исключить "повторения случаев, подобных тому, что произошли в Челябинске".

Российские мусульмане также не пожелали оставаться в стороне. И призвали Минобороны привлекать имамов к окормлению военнослужащих-мусульман, которых в ВС, по разным данным, не менее 13%.

Вопрос о введении института военного духовенства был впервые поставлен в октябре 1994 года на конференции "Православие и Российская армия" в Москве. При этом инициатива создания такого института исходила именно от военного руководства. Первым же официальным документом, закрепляющим отношения РПЦ и ВС РФ, стало совместное заявление Алексия II и министра обороны России Павла Грачева, подписанное 2 марта 1994 года. После этого был сформирован Координационный комитет по взаимодействию между ВС и РПЦ.

Известно, что на данный момент на постоянной основе работают в тех или иных местах дислокации войск около 2 тыс. священнослужителей. Больше всего представителей РПЦ работают в сухопутных войсках, ракетных войсках стратегического назначения и ВДВ. Тем не менее практика взаимодействия Церкви и ВС до сих пор не имеет общих законных оснований. Она носит "стихийный" характер: договоры о сотрудничестве подписываются на уровне епархий и расквартированных на их территории воинских частей.

Александр Петров

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *