Газ для России – больше чем просто газ

Тарифный скандал набирает обороты. Аналитики еще обсуждают недавнюю перепалку между главой РАО "ЕЭС" Анатолием Чубайсом и министром экономического развития и торговли Германом Грефом по поводу тарифной политики энергомонополии. Вероятно, в таком же ключе Грефу скоро придется "бодаться" и с главой "Газпрома" Алексеем Миллером . Впрочем, у газовой монополии в этой борьбе могут оказаться самые неожиданные союзники.

Вчера вечером представители "Газпрома" озвучили свое видение того, как должны расти внутренние цены на газ в ближайшие годы. Напомним, что внутренние цены на газ традиционно ниже мировых. Настолько ниже, что, по утверждениям газпромовцев, продажа газа по этим ценам убыточна, и если бы не экспорт, то "Газпром" разорился бы на внутренних потребителях.

По мнению специалистов "Газпрома", в 2007 и 2008 годах ежегодное повышение оптовых цен на газ должно составить в среднем 22%. Это позволит компании в 2007 году выйти на минимальную рентабельность продаж газа на внутреннем рынке. В 2009 году "Газпром" считает необходимым увеличить тариф на 10%. Только так компания обещает к 2008 году подойти к уровню, достаточному для финансирования инвестиций, необходимых для обеспечения надежного газоснабжения российских потребителей за счет выручки от продаж газа внутри России.

Реакция на планы "Газпрома" со стороны Минэкономразвития, очевидно, будет резко негативной. Планом министерства на 2006-2008 года предусматривается предельный рост тарифов на газ в 2007 году только на уровне 9%, а в 2006 году на 11%.

К тому же дополнительным аргументом ведомства Германа Грефа непременно станет то, что повышение тарифов, предлагаемые "Газпромом", почти в три раза превышают расчетную инфляцию на ближайшую трехлетку.

Напомним, целевые параметры инфляции для всех вариантов социально-экономического развития России на 2007-2009 годы определены министерством в следующих границах: 2007 год - 6-7,5%, 2008 год - 4-5,5%, 2009 год - 4-5%.

Для примера, РАО "ЕЭС" было отказано в куда более скромных запросах. "Ложа Чубайса" просила разрешения увеличить отпускные цены на электроэнергию в пределах 11-13% в 2007 году, 8-10% - в 2008-м, 7,5-9% - в 2009-м. Минэкономразвития настаивает на более жестких тарифных рамках: 6,5%, 5,5% и 5% соответственно. Видно, что эти цифры прямо коррелируются с прогнозами по инфляции.

Не будем забывать, что борьба с инфляцией у Германа Грефа стоит во главе угла. По крайней мере, после суровой критики премьер-министра России Михаила Фрадкова, который пригрозил министрам экономического блока увольнениями за "профнепригодность" . Поэтому под флагом сдерживания цен, Минэкономразвития может урезать аппетиты газовой монополии в два раза – как это было в прошлом году, когда затребованное повышение цены на газ в 22% на деле вышло 11-процентным удорожанием.

В "Газпроме", предвидя претензии в разгоне ценового маховика, подчеркивают, что инфляционный эффект от запланированного монополией роста тарифов будет незначительным – по их расчетам, он не прибавит к индексу инфляции больше 0,5% в 2007 году.

Гипотеза весьма спорная, тем более что имеющийся инструментарий расчета инфляции весьма несовершенен. Но у "Газпрома" может оказаться высокопоставленный союзник по этому вопросу – глава российского Центробанка Сергей Игнатьев .

В прошлом году Сергей Игнатьев высказал мысль, что эксперты переоценивают "газовый фактор" в разгоне инфляции. Игнатьев заявил, что "значение оптовых цен на газ на инфляцию сильно преувеличено". Впрочем, он подал это, как свое личное мнение.

Строго говоря, в том виде, в котором считается инфляция в России, Игнатьев и "Газпром" правы. Как пояснил "ПРАВДЕ.Ру" ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов , то, что в России называется инфляцией, фактически отражает индекс потребительских цен, который показывает удорожание за год потребительской корзины на потребительском рынке.

"Отношение к удорожанию, например, металла он имеет весьма опосредованное", - говорит Белоусов.

Но именно металлургия (в частности, алюминиевая промышленность) больше всех зависят от газовых цен. Если отпускные цены для населения – вопрос, скорее, политический, то промышленный потребитель платит сполна.

И именно в этом может крыться еще один аргумент "Газпрома" в сторону повышения тарифов. Как известно, низкие внутренние цены на газ в России – одно из немногих исключений, которые готовы терпеть участники Всемирной торговой организации, в которую наша страна рассчитывает вступить к концу 2006 – началу 2007 года.

Именно дешевый газ, закупаемый российскими предприятиями по ценам значительно ниже мировых, дает отечественному производителю (в первую очередь, металлургам) конкурентные преимущества на мировых рынках.

При этом российские металлурги не раз оказывались вовлечены в скандалы из-за своей ценовой политики на зарубежных рынках – их часто обвиняли в демпинге.

Кроме того, сегодня градус отношений между США и Россией резко поубавился и о былой лояльности по вопросу вступления России в ВТО не может быть и речи. Напомним, переговоры с Соединенными Штатами по поводу условий вступления России в эту организацию являются самыми "тяжелыми". Так, США не устраивают условия входа на российский рынок иностранных финансовых институтов, а также пресловутые внутренние цены на газ.

К тому же ряд государств, с которыми у России уже есть договоренности, неожиданно пригрозили нашей стране расторжением уже достигнутых соглашений – речь прежде всего идет о Грузии и Молдавии. Есть основания полагать, что и в том и в другом случае разногласия с "Газпромом" по поводу экспортной цены на газ были одной из основных причин претензий.

В таких условиях США могут открыто поддержать инициативы "Газпрома". И тут уже перед российским руководством станет вопрос, что дороже – низкая инфляция или членство в глобальном торговом клубе.

Сергей Малинин