Контрафакт милее кошельку

Министерство культуры и МВД России провели очередную показательную акцию «Стоп пиратству!», которая состояла из двух частей и была приурочена к Дням интеллектуальной собственности.

В первый день в здании Минкульта была открыта небольшая и не особо понятная выставка «Контрафакт: история болезни», где представляли все подряд – от поддельных коньяков и стиральных порошков до «пиратских» дисков и кассет. Выставку открыл сам министр культуры Александр Соколов , который в тысяча первый раз рассказал о том, как вредит контрафакт цивилизованному обществу. Его поддержал и заместитель начальника Департамента экономической безопасности МВД России, генерал-майор милиции Анатолий Гульков, заявивший, что за 2005 год органы внутренних дел проверили более 90 тысяч фирм, занимающихся бизнесом в сфере интеллектуальной собственности. По итогам этих проверок более 350 предприятий было закрыто, возбудили свыше пяти тысяч уголовных дел. С участием правообладателей уничтожили более 6 миллионов кассет и дисков, что потянуло аж на три с половиной миллиарда рублей! 12 лицензионных производств, где втихаря гнали прибыльный «левак», прекратили свою работу.

Но «пираты» уходить с рынка, конечно, не собираются. Уже с начала этого года по ст.146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав») выявлено 1608 преступлений, что в три раза превышает показатели этого же периода прошлого года. Впрочем, это свидетельствует и о повышенной активности правоохранительных органов.

«А как обстоят дела с набившим всем оскомину питерским порнодельцом Сергеем Прянишниковым, которые долгие годы был и главным российским видеопиратом?» - поинтересовались мы у генерал-майора Гулько, напомнив про многочисленные расследования журналиста «Российской газеты» Елены Шмелевой, доказавшей, что знаменитый «Пряник» торгует незаконной порнухой – на регистрацию в Минкультуры он сдает «эротическую» версию фильма, а в продажу выпускает тот же фильм уже в полном порноварианте. «Хочу заверить читателей «Правды.Ру», что деятельностью Прянишникова и всей его конторы мы серьезно занимаемся, - заверил нас Анатолий Николаевич. – Возбуждено уже несколько уголовных дел, и все они обязательно будут доведены до суда».

На следующий день Минкультуры и МВД вывезли журналистов в Подмосковье на один из заводов по переработке контрафактной продукции в некое сырье для производства различного рода полезных в хозяйстве вещичек. Завод оказался весьма скромным, как и количество свезенного туда контрафакта (видеокассет и дисков, компьютерных дисков и так далее). Но журналистов заверили, что это только начало, поскольку в ближайшее время с контрафактом начнут бороться не точечными показательными акциями, а, что называется, тотально. А начальник отдела оперативного реагирования и связей с общественностью Департамента экономической безопасности МВД России Александр Воробьев признался «Правде.Ру», что в сфере  «левака» немалую долю составляет различного рода порнография, фильмы нацистского и экстремистского содержания, с чем в нынешней ситуации мириться совершенно нельзя.

Прямо на заводе заместитель министра культуры Леонид Надиров напомнил всем слова президента Владимира Путина о том, что с контрафактом и нарушением прав интеллектуальной собственности надо бороться двумя путями. Первый – традиционный, то есть проводить массовые проверки торговых точек и конфисковывать, а потом и уничтожать весь «левак». Второй – более сложный. Надо сделать легальную продукцию максимально доступной по цене как можно большему числу людей. А для этого владельцы авторских прав, творцы и исполнители должны координировать свои интересы и запросы с производителями и потребителями.

«А не кажется ли вам, Леонид Николаевич, что западным, да и нашим «звездам», надо поумерить свои аппетиты в плане гонораров? – поинтересовалась «Правда.Ру» у заместителя министра. – Когда голливудский суперстар требует за фильм 20 миллионов долларов, а потом все это перекладывается на кошелек обычного покупателя, согласитесь, что это – супернаглость. Да и у наших «звезд» аппетиты с каждым днем растут».

«Полностью согласен, - ответил нам Леонид Надиров.- Продукт в сфере культуры, особенно массовой, должен быть доступен всем. Но как решить эту проблему? Ведь «пиратство» существует не только в России. Посмотрите, что творится в Китае… Да в той же Америке в кварталах, где проживают бедные слои населения, встретить лицензионную продукцию весьма затруднительно – торгуют сплошным «леваком». Думаю, что в деле защиты авторских прав свое ясное слово должны сказать и сами авторы, а именно, поумерить свои аппетиты и сделать свое творчество максимально доступным».

Пока же Россия и ее столица представляют собой гигантский супермаркет по торговле контрафактной продукцией всех сортов и оттенков. «Пиратские» диски открыто двигают в массы на лотках даже на Тверской, а в подземном переходе около Манежа спокойно действует торговая точка, где аудио и видеоновинки продают …без кассового аппарата. «Зачем тебе какой-то чек? – добродушно спросил меня колоритного вида продавец с наколками на руках. – Если что не так, приходи, я тебе тут же заменю. Мы свой товар знаем».

По-прежнему полным-полно контрафакта и в ставшем гораздо более цивилизованным по интерьеру «Горбушкином Дворе», и на Савеловском и Царицынском рынках – на последнем, кстати, совершенно невероятный по многообразию выбор для любителей «порнушки». Впрочем, справедливости ради, скажем, что «пираты» двигают в массы не только и не столько «порнуху», которая многим уже предельно надоела. Ценители прекрасного могут, к примеру, купить видеопостановки опер Генделя, Верди или Пуччини, причем на одном диске их записано по 3-4 штуки. И стоит все это удовольствие от 80 до 150 рублей. В то время как за видеодиск с одной оперой в фирменном музыкальном магазине с покупателя требуют от 500 до 1200 рублей!

Даже такой опытный эксперт рынка, как генеральный директор ГУП «Информзащита» Михаил Чупов, был вынужден признать в разговоре с нами, что по качеству в большинстве случаев « пиратская » продукция ничуть не уступает лицензионной. А раз так, то рядовой покупатель совершенно не понимает, почему он должен следовать законам, установленным, по его мнению, для получения сверхприбылей звездами шоу-бизнеса. И не принимает этого, какие бы публичные акции с уничтожением контрафакта перед телекамерами не устраивались.

Андрей Щербаков
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить