«Внутреннее дело компании»: на процессе Пичугина продолжается допрос свидетелей обвинения

В Мосгорсуде продолжаются слушания по делу Алексея Пичугина и группы лиц, обвиняемых в совершении ряда тяжких преступлений по заданию руководителей компании ЮКОС. Вчера перед судом выступила свидетельница Ольга Костина, уже проходившая в первом пичугинском процессе в качестве потерпевшей (в 1998 г. у двери ее квартиры сработало заложенное людьми ЮКОСа взрывное устройство).

По словам Ольги Костиной , она дважды разговаривала о покушении на ее жизнь со своим бывшим начальником, курировавшим в банке « Менатеп » и, позднее, в компании ЮКОС направление по связям с общественностью, заместителем Ходорковского Леонидом Невзлиным . Последний раз такой разговор произошел у них на мероприятии, посвященном 10-летию газеты «Коммерсант». На празднике Костину подвел к Невзлину один из руководителей издательского дома: сама она не испытывала большого желания общаться с человеком, которого не без оснований подозревала в организации покушения на свою жизнь.

На днях в Рунете открылся ресурс, посвященный преступлениям в России "корпорации ЮКОС", на страницах которого публикуются ежедневные репортажи с процесса над Пичугиным и наемными убийцами ЮКОСа

Невзлин, разумеется, отрицал свою причастность к взрыву, уверял, что ему ничего об этом неизвестно. Когда же Костина спросила его, что произошло с Сергеем Колесовым (сотрудник «Менатеп», был избит и ограблен неизвестными осенью 1998 г., приблизительно в то же время, когда взорвали дверь в квартиру Костиной), Невзлин произнес загадочную фразу: «Там все в порядке, это внутреннее дело компании». Напомним, что в ходе первого в ходе первого процесса Пичугина было доказано, что первоначально Невзлин планировал убийство Колесова, которое предполагалось замаскировать под ограбление. Исполнение акции было поручено Решетникову и Цигельнику, которые по каким-то причинам передали заказ другой «бригаде».

«Внутреннее дело компании» - характерное выражение. Леонид Невзлин курировал в империи Ходорковского два главных направления – PR и службу безопасности . Знавшие его люди говорят, что он был совершенно «повернут» на всех вопросах, связанных с безопасностью. При нем СБ «Менатепа» - ЮКОСа превратилась в настоящего монстра с огромным штатом и самыми широкими полномочиями. Ольга Костина рассказала суду о некоторых  эпизодах, дающих представление о царивших в компании нравах. Сотрудников компании, которые имели несчастье попасть под подозрение всемогущей службы безопасности, по пять-шесть часов кряду допрашивали при закрытых дверях, не давая даже выйти в туалет. Такому давлению подвергся, например, один из сотрудников банка «Менатеп» вся вина которого заключалась в том, что он... купил себе квартиру. Руководство компании решило, что он украл деньги со счетов «Менатепа». После пятичасового допроса в службе безопасности сотрудник написал заявление в милицию. Возникшие проблемы пришлось решать самому Невзлину: по словам Костиной, он при ней договаривался с милицией, уговаривал сотрудника, чтобы тот забрал заявление и т.д. Однако это было еще в самом начале деятельности компании, в 1993-94 годах. Позже с теми, кто чем-либо не угодил ЮКОСу, разбирались жестко, обходясь без уговоров.

Так было с руководителем компании «Ист-Петролеум» Евгением Рыбиным , вступившим в конфронтацию с ЮКОСом из-за активов компании «Томскнефть». Адвокаты Пичугина считают, что Рыбин, хозяин фирмы-посредника, просто наживался на ЮКОСе, который вел реальную добычу нефти в Восточной Сибири. Сам Евгений Рыбин считает, что ЮКОС не только пытался его «кинуть», но и организовал несколько покушений на его жизнь. На заседании 24 мая были заслушаны показания одного из охранников Рыбина, Евгения Филиппова.

По словам Филиппова, машина, в которой находился он и еще двое сотрудников охраны Рыбина (сам предприниматель остался в Москве на дне рождения племянника, о чем киллеры не знали) была взорвана – предположительно, обстреляна из гранатомета – 5 марта 1999 г. При взрыве погиб водитель и получил тяжелые ранения один из охранников. Самому Филиппову удалось выбраться из машины, однако киллеры открыли по нему огонь. Филиппов отстреливался до тех пор, пока у него не кончились патроны в пистолете; перезарядить оружие он не смог, и получил два огнестрельных ранения. К счастью, преследовать его убийцы не стали, вероятно, опасаясь, что из расположенного неподалеку дома Рыбина придет подкрепление.

Рассказ Филиппова похож на описание какого-то голливудского боевика. Однако все происходившее – не вымысел, а суровая реальность. Именно таким образом, используя гранатометы и автоматы, наемные убийцы ЮКОСа решали «внутренние дела компании».

Степан Королев
Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить