Дебаты по цензуре – только часть большой акции протеста против Кучмы?

Эксперт по вопросам Восточной Европы Лондоской школы экономики Гвендолен Зассе считает, что парламентские слушания по вопросам свободы слова в Украине, которые состоялись в среду, — это только верхушка айсберга. "Эти прения отвечают различным аспектам политической жизни Украины, — сказала она. Во-первых, они показали, что возмущение украинских журналистов сильно увеличилось. Во-вторых, политическое давление на украинских журналистов за последнее время также усилилось. Кроме того, эти прения — это часть значительно большей по масштабу акции протеста, направленной против президента Кучмы, который начался в сентябре, а сейчас опять набирает силы".

В то же время Гвендолен Зассе также оценивает слушание, как значительный шаг вперед, сообщает "Немецкая волна": "Новым является то, что в парламенте, на таком высоком политическом уровне откровенно было сказано о существовании политической цензуры. Об этом сказал, в частности, председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова Николай Томенко. Он представил доказательства того, что администрация президента дает указания относительно политических тем в СМИ.

Интересно, что среди присутствующих было больше журналистов, чем депутатов, -- отмечает эксперт. -- В этом смысле эти слушания — это совсем новая вещь, которой раньше не было. Характерно, что вице-премьер Табачник пытался возложить ответственность на самих журналистов, призывая их к сдержанности в материалах, аргументируя это тем, что в развитых западных странах журналисты также должны следовать определенным рамкам".

Этот аргумент Дмитрия Табачника абсолютно отвергает корреспондент немецкой газеты "Зюддойче Цайтунг" по странам Восточной Европы Томас Урбан: "Это право прессы — быть невзвешенной. Большинство западных медий — также невзвешенные, и имеют свои определенные политические предпочтения. Это абсолютно нормальная вещь в демократическом обществе".

По мнению Томаса Урбана, в Украине существует политическая цензура, но она отличается от старой советской: "Думаю, что определенная форма цензуры существует, — пишет журналист. — Она, конечно, не такая, как в советские времена, когда цензор действительно должен был проверять каждое предложение. Существует самоцензура, так называемые "ножницы в голове", когда журналисты точно знают границу, которой они не могут переступить, чтобы не подвергнуть себя опасности потерять работу. Кроме того, существует массивное давление со стороны власти на главных редакторов и издателей газет. Это фактически — цензура, но официально это назвать цензурой нельзя".

Парламентские слушание "Общество, средства массовой информации, власть: свобода слова и цензура в Украине", что состоялись в среду, поставили в центр внимания проблему политической цензуры в СМИ, но их проигнорировала вся верхушка украинской власти, отмечает "Немецкая волна". На слушаниях не было ни спикера Верховной Рады, ни премьер-министра, ни главы администрации президента. А вице-премьер по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник настаивал, что в Украине не существует политической цензуры.

Как и в предыдущие месяцы, во время слушаний шеф главного управления информационной политики администрации Кучмы Сергей Васильев настаивал на том, что документальных свидетельств цензуры нет, а сама дискуссия относительно свободы слова неактуальна для общества и используется оппозицией для дискредитации власти на международной арене.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить