Оборотень

Два года психически ненормальный вор-рецидивист под чужим именем разгуливал по Петрозаводску
 
 
 В тот вечер я и пил, и пел...

Попался Анатолий случайно. 15 ноября в одном из домов в петрозаводском районе Ключевая, где он почти два года жил у "сердобольной" Ольги, ранее приютившей одинокого странника, состоялось веселое застолье: к хозяйке на огонек зашли два старых приятеля. Спиртное быстро закончилось, все изрядно захмелели, и гости собрались уходить, как вдруг случилось непредвиденное: Анатолий, в мирной полудреме сидевший у стола, вдруг вскочил, глаза его налились кровью и на одного из компаньонов полился поток ругани.

Недоуменно переглянувшись, приятели решили не ввязываться в ссору с Ольгиным сожителем и быстро засобирались на выход. Анатолий выскочил из-за стола, бросился на кухню и выбежал оттуда с ножом в руках. Догнав мужчин в коридоре, он, ничего не объясняя, ударил одного из них ножом в живот и, схватив свою куртку, убежал из квартиры. Приятель раненого мужчины кинулся искать телефон, чтобы вызвать "скорую" для истекающего кровью дружка... Врачи забрали раненого и уехали, сообщив о случившемся в милицию.

Оперативник Ключевского РОВД вместе с милиционером дежурной смены оказались в квартире одновременно с вернувшимся Анатолием. Поняв, что в дом пришел наряд милиции, Анатолий попытался сбежать через окно (квартира расположена на первом этаже). Однако и тут его уже "встречали". Анатолий кинулся на милиционера, завязалась драка. Поняв, что сопротивляться бесполезно, Анатолий в ярости полоснул противника ножом по лицу...

Вервольф

В РОВД, куда Анатолия доставили с места ЧП, его очередному визиту не удивились: за последние несколько месяцев этот бомжеватого вида тип, к тому же страстный любитель выпить, доставлялся туда несколько раз за административные нарушения. На сей раз преступление Анатолия было серьезным: нанесение телесных повреждений и сопротивление работнику милиции, поэтому следствие по его делу возглавил сотрудник прокуратуры Петрозаводска — старший следователь Владимир Томилов.

На первый взгляд, в уголовном деле не было ничего удивительного: обычная пьяная поножовщина, однако подозреваемый показался следователю слишком странным. Не было у него и документов, удостоверяющих личность, а на одном из допросов сожительница задержанного сказала, что на самом деле того зовут вовсе не Анатолий, а Сергей.

Ответ МВД на запрос следователя превзошел все ожидания: человек, до этого известный под одним именем, в действительности оказался вором-рецидивистом, имеющим за плечами несколько судимостей, и к тому же психически ненормальным человеком. Задержанный 46-летний Сергей, называвший себя Анатолием, с 1979 года шесть раз представал перед судом за кражи. В последний раз — в конце 1996 года.

Именно в то время, когда шли судебные слушания по очередному делу о краже, выяснилось, что обвиняемый страдает серьезным психическим заболеванием: из-за злоупотребления алкоголем в период перед арестом Сергей заработал органическое поражение мозга, во время суда он был совершенно невменяем: в следственном изоляторе психическое состояние обвиняемого резко ухудшилось. Суд отправил Сергея на принудительное лечение в спецучреждение в Саратовской области, куда он попал в 1997 году. После прохождения курса лечения, занявшего несколько месяцев, его под конвоем вернули в Петрозаводский СИЗО, но там приступ психического заболевания повторился, что вновь подтвердила комиссия, и суд опять отправил Сергея на лечение.

— Так продолжалось три раза, — говорит Владимир Томилов. — В течение двух лет обвиняемого снова и снова отправляли в спец-учреждение, где он поправлял свое здоровье, но как только Сергей возвращался в СИЗО, он вновь становился невменяемым, причем не имитировал это.

От тюрьмы до сумы через... психушку

В 2000 году, по окончании очередного курса лечения этапированного в Карелию Сергея поместили не в СИЗО, а в Республиканский психо-неврологический диспансер в поселке Матросы, откуда он в том же году благополучно сбежал. Оказавшись на воле, беглец, несмотря на психическое расстройство, вполне логично предположил, что по месту постоянного жительства появляться нельзя. И тут случай свел его с Ольгой — одинокой, нигде не работающей петрозаводчанкой, недавно разошедшейся с мужем, которая его и приютила.

Чем Сергей жил все это время — загадка. Вполне возможно, вернулся к старому ремеслу: приворовывал, впрочем, не пойман — не вор. Но самое интересное, что за минувшие два года Сергей несколько раз задерживался сотрудниками милиции в нетрезвом виде, доставлялся в отдел, где, представившись именем и фамилией бывшего мужа своей сожительницы, благополучно отбывал административное наказание и выходил на волю.

— Сотрудники милиции, оформлявшие задержанного, узнав у него имя и адрес (а точнее имя и адрес вполне реального бывшего мужа сожительницы Сергея), "простукивали" его по картотеке и, получив утвердительный ответ, оформляли Сергея как Анатолия, который и не подозревал, что таким образом "отбыл" за неполных два года несколько "административок", — рассказал В. Томилов.

Сейчас Сергей содержится в СИЗО. Вполне возможно, от вида тюремных нар у него опять начнется обострение заболевания. И вновь согласно закону он поедет на принудительное лечение.

Будем надеяться, на сей раз он останется в спецучреждении на длительный срок.

Но сколько еще подобных Анатолию-Сергею психически ненормальных людей разгуливает по улицам городов и поселков, будучи в состоянии нанести каждому из нас неожиданный, а потому особенно опасный удар? Бог весть...

P.S. Жизнь пострадавших от рук психически ненормального хулигана мужчины и сотрудника милиции вне опасности.

Имена фигурантов уголовного дела изменены. 

Дмитрий Гордиенко,
"Губерния", Петрозаводск

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру