Дело об убийстве урожая

Правительство Свердловской области в понедельник обсуждало причины провала нынешнего сельскохозяйственного сезона. Чиновники говорят, что неудачи на селе были обусловлены сразу несколькими причинами. Но если за погодные катаклизмы ответить некому, то за халатность отвечать придется. Областной премьер Алексей Воробьев назвал крайних – руководителей местных сельхозотделов, которым теперь грозят отставки…

Проблемы с посевами и уборкой испытывали в этом году крестьяне во всех аграрных областях УрФО. Основной доклад о положении дел в Свердловской области зачитал областной министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Чемезов. По его словам, осенью ушло под снег свыше 45 тыс. гектаров зерновых и зернобобовых культур – порядка 10%. Общий ущерб оценивается в сумму более 100 млн. рублей. Но главные потери еще впереди. По словам министра, до 15 декабря сельские хозяйства Свердловской области должны вернуть банкам 560 млн. рублей кредитов, взятых под уборку урожая. Накануне этого три четверти сельских хозяйств заявили о своей неплатежеспособности.

Как считает Чемезов, нынешний неурожай вкупе с падением цен на зерновом рынке поставит отрасль на грань выживания. Чтобы хоть как-то компенсировать убытки, Сергей Чемезов предложил правительству закупить 20 млн. тонн зерна для восполнения семенного фонда хозяйств, который в этом году был сформирован только на 85%. Правительство согласилось.

Министр сельского хозяйства и продовольствия сообщил коллегам о выводах комиссии, которая по поручению областного премьера расследовала причины гибели урожая. Прежде всего, докладчик попенял на плохую погоду. По словам Сергея Чемезова, даже сельские старожилы не припомнят столь резких температурных колебаний, которые наблюдались этой весной и осенью. В то же время министр отметил, что капризы погоды не были бы столь губительными для урожая, будь свердловское село свободно от тех проблем, которые довлеют над ним сегодня. По словам Чемезова, в этом году острее обычного сказались недостаток оборотных средств, катастрофический износ техники, большие объемы весенней вспашки – из-за того, что по осени у крестьян денег не хватило зябь перепахать. Нынешней осенью, например, не было подготовлено к весеннему севу более 205 тыс. гектаров угодий.

Председатель областного Союза товаропроизводителей Сергей Мингалев, представлявший на заседании правительства интересы крестьян, сообщил, что из 2400 комбайнов, используемых на Среднем Урале, 1794 работают за пределами срока амортизации. Вместо положенных восьми лет, машины используются по 11-13 лет. Заявив о необходимости обновления парка сельхозтехники, господин Мингалев попросил также принять областную программу «Зябь», которая позволила бы крестьянам с помощью государства готовить поля к новому сельхозсезону еще с осени, сокращая время посевной по весне. По предварительным подсчетам, программа стоит 100-150 млн. рублей. В-третьих, Сергей Мингалев напомнил о кадровой проблеме на селе.

По мнению областных чиновников, крестьяне пострадали из-за своей консервативности, а точнее – нежелания внедрять новые аграрные технологии. По словам Сергея Чемезова, здесь кроются пока неиспользуемые резервы. К примеру, еще в 2001 году планировалось задействовать на полях сто комбинированных агрегатов по вспашке и севу зерновых. А в полях их работало  всего восемьдесят штук. Мало применялись разработанные учеными и специалистами технологии уборки в условиях большой влажности. Продолжая тему косности на селе, премьер Алексей Воробьев привел свой пример. По его словам, очевидно, что, если до конца мая посевные работы не проведены, сеять зерновые не стоит. В условиях Среднего Урала они попросту не созреют. Между тем в прошлые годы активно культивировался прекрасный корм для скота – клевер. За сезон снимали по два укоса, напомнил премьер. Стало быть, селянам нечего держаться за нереальные планы, а следует гибче подходить к организации посевов.

Но особое место в разборе полетов заняла критика местных чиновников, в чей функционал входит эта самая организация сельхозпроцесса. Алексей Воробьев заявил, что в ряде хозяйств урожай погиб из-за неспособности руководителей управлений сельского хозяйства местных администраций выполнять свою работу. В частности, прозвучали замечания в адрес властей Ачитского, Невьянского, Пригородного, Режевского и Шалинского районов. Областной премьер считает, что виновные должны понести ответственность, вплоть до снятия с занимаемой должности.

То, что это реально поможет свердловскому селу, премьер, впрочем, не гарантировал. Тем более, что, как оказалось, в подавляющем большинстве районов, где в этом году была сорвана уборочная, за сельское хозяйство в администрациях никто не отвечает. То есть, если кого и снимать с должности, так это сразу главу муниципалитета. Но это уже совсем другая история.

Александр Полозов, УралПолит.Ру 

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"