Владимир Катальников: все угольные предприятия являются банкротами

Счетная палата, проверив использование выделенных российским угольщикам бюджетных средств, выяснила, что их было недостаточно. Проверка показала, что 20 из 36 крупнейших российских угольных компаний убыточны.

По мнению ревизоров Счетной палаты, для подъема производства необходимо инвестировать в основной капитал угольных компаний не менее 20 млрд рублей в год. Хотя за прошлый год мощности шахт и разрезов увеличились с 267,5 до почти 278 млн тонн, этого явно недостаточно, учитывая быстрое старение оборудования. На вопросы Вестей. Ru ответил член думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катальников.

— Владимир Дмитриевич, что Вы думаете о тех цифрах, которые озвучила сегодня Счетная палата?

— Я бы сказал, что заявленные Счетной палатой цифры весьма объективны. И, собственно, об этом знает каждый, кто близко знаком с проблемами угольной отрасли. Реально угольная отрасль на протяжении 6-7 лет не получала инвестиций. Хотя они и минимизировано прописывались в бюджетах последних лет, но условия были таковы, что ни одно предприятие, ни одна угольная компания не была "чистой". То есть у всех угольных предприятий кредиторская задолженность превышала дебиторскую в три раза. Таким образом, ни одна компания не могла взять кредит, потому что у нее "кредиторка" превышала "дебиторку" в несколько раз и, следовательно, реально все предприятия являлись банкротами. Ни один банк под такое финансово-экономическое положение кредит дать не мог. И в этой связи, естественно, основные фонды старели и "догрызалось" то, что было подготовлено ранее. Все, что касается капитальных выработок, стационарного горношахтного оборудования, закупалось еще в те времена, когда угольная отрасль мало-мальски финансировалась. Достаточно сказать, что поддержка угольной отрасли по сравнению с 1991 годом составляла 1,4% от ВВП нашей страны. Сегодня эта поддержка равна 0,07 от ВВП. Отсюда Вы можете посчитать какова эта поддержка. Кроме того, львиная доля из этих средств сегодня направляется на закрытие предприятий и связанные с этим процессы.

— Кстати, в материалах, представленных на Коллегию палаты в качестве одной из причин, сдерживающих рост объемов угледобычи, названы "необоснованно ускоренные темпы проведения мероприятий по закрытию шахт".

— Конечно. Причем, правительство заведомо знало, что сегодня те деньги, которые были минимизировано выделены в бюджете РФ на инвестиционные цели, не будут востребованы. Вы понимаете? И они перекачаются в резервный фонд. Либо придется менять межведомственную классификацию расходов, направленных на поддержку угольной отрасли. Что и было сделано в прошлом году, да и в этом тоже. 10% ведомственной классификации может менять министр, вице-премьер или министр финансов самостоятельно. И затем закреплять это поправками в законах по федеральному бюджету текущего года. Что и было сделано. То есть правительство прекрасно понимало, что эти деньги, прописанные на инвестиции, востребованы не будут. Тем более, что они на возвратной основе.

— Сегодня бюджетный комитет Госдумы рекомендовал нижней палате парламента принять во втором и третьем чтениях поправки в бюджет 2002 года. В частности, в законопроекте, который внесло правительство, предлагалось в текущем году до 810 млн рублей направить угольной отрасли для погашения задолженности. Зампред бюджетного комитета Владислав Резник внес поправку, согласно которой для погашения задолженности угольной отрасли было предложено направить 310 млн рублей, а 500 млн рублей выделить федеральной службе безопасности на борьбу с терроризмом. Как Вы оцениваете такие действия российских законодателей?

— Невостребованные деньги, инвестиционные, которые закладывались в бюджет заведомо зная, что они не будут востребованы. И сегодня, по существу, Резник — представитель Единства, лоббирует интересы совсем других групп. Эти денежки опять "размоются", как сейчас 700 млн потерялись в Чечне. Вот что делается.

— И опять шахтеры останутся без зарплаты?

— Совершенно верно. Только не без зарплаты, а без социальной защиты. Вы посмотрите, у нас ветхое жилье, находящееся на горных подработанных отводах, сегодня не реализовано на 7,5 млрд рублей. И в текущем 2002 году не дали ни рубля. Хотя мы пролоббировали закон, мы хотели забрать свои остатки (а это 405 млн рублей). Закон приняли в двух чтениях, а затем Резник по просьбе правительства вернули закон в первое чтение. И эти деньги выкинули. Следовательно в этом году ни один гражданин угольной России, проживая в ветхом, аварийном жилье, находящемся на горном подработанном отводе закрывшихся шахт, не получил жилья. Вот чем занимаются наши законодатели. А цена вопроса — 7,5 млрд. Если Краснодар или Ставрополье подтопило, то правительство сразу выделило средства на строительство жилья. Так же как на Лене и в Якутске. А у нас рушатся дома из-за аварийного состояния, и нам не дают ни рубля. Все это политики. Это еще раз подчеркивает то, что представитель Единства лоббирует интересы не простых людей, которые остались вот в таком жилье. В этом году мы планируем только 405 млн в бюджете, посчитайте сами сколько лет потребуется, для реализации этой программы. Шахты закрылись, а аварийное жилье на подработанном пространстве осталось. По сути, господин Резник оскорбили угольную Россию, муниципальные шахтерские образования — города и поселки. Это Кузбасс, Ростов, Печора, Подмосковье, Урал, Сахалин, Приморье и так далее.

— Прошла информация, что инвестиционная компания РИНАКО приобрела крупный пакет акций "Гуковугля", вторым собственником которого является гуковский комитет профсоюзов угольщиков. Как будут складываться отношения между инвестиционной компанией и профсоюзом, и каковы перспективы развития компании "Гуковуголь"?

— На самом деле приобретен не только пакет компании "Гуковуголь". "РИНАКО" приобрела у компании "Промышленные инвесторы" принадлежавшую ей долю в уставном капитале ООО "ДонбассИнвестУголь", вторым собственником которого является гуковский комитет профсоюзов угольщиков. ООО "ДонбассИнвестУголь" владеет крупным пакетом (26,46%) акций ОАО "Гуковуголь", а также долей в компании "Углинвест" (создана для управления другим крупным пакетом (40,85%) акций ОАО "Гуковуголь", в равных долях — по одной трети — принадлежит ООО "ДонбассИнвестУголь" и структурам, аффилированным с компанией "Роснефть" и "Международным промышленным банком"). Таким образом, в результате сделки под контролем "РИНАКО" и профсоюзов теперь находится почти 27% акций ОАО "Гуковуголь" и 33-процентная доля в компании "Углинвест".

Если почитать прежний договор, то там написано, что в случае утраты акций или невозможности их вернуть собственник, который их приобрел ранее, возвращает эквивалент суммы либо саму сумму. Представьте себе, если 40% акций приобрела, к примеру, группа Межпромбанка за $7,5 млн, то 28% приобретены были за $70 тысяч. Естественно, что эта компания, которая приобрела этот пакет, вернет $70 тысяч тем, кто их приобретал и собирал у людей по 6 рублей за акцию, когда рыночная цена их была более 400 рублей. Это была афера. Вот все, что я могу сказать.

Светлана Листопадова

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить