Природа дает последний шанс

Впервые за очень длительный период Киргизия вступает в Новый год с почти полным Токтогульским водохранилищем. Сегодня за его плотиной плещется более 17 кубических километров воды. До проектной отметки остается всего кубокилометр с небольшим. Это гарантирует в будущем году стабильную работу гидростанций Нарынского каскада, эффективный полив миллионов гектаров плантаций в республиках Ферганской долины.
Картина совершенно противоположная прошлогодней. Тогда малоснежная зима и повышенный расход воды привели к тому, что уровень воды за Токтогульской плотиной приблизился к критическому, и энергетики уже обсуждали вопрос о полной остановке станции. Это грозило не только холодом и темнотой в квартирах киргизстанцев. Без поливной воды могли остаться соседние страны — Казахстан и Узбекистан. А прямым следствием такой ситуации является только голод и социальные катаклизмы. Не случайно именно в этот период предельно обострились межгосударственные отношения в Центральной Азии. А некоторые из них даже грозили Киргизии военным нападением.
Вот, что значит вода в этом регионе. Да и не только в этом. Не случайно Организация Объединенных Наций объявила наступающий 2003 год Международным годом пресной воды. Влага становится сегодня главным стратегическим ресурсом, серьезным поводом для делового сотрудничества или, к сожалению, — конфликтов и даже войн.
В Центральной Азии пока с помощью природы и здравого смысла политиков удается сохранять мир. Даже сделаны серьезные попытки совместно решать вопросы водопользования на высоком межгосударственном уровне. В ноябре завершающегося года, например, в столице Таджикистана городе Душанбе состоялось представительное совещание стран, заинтересованных в сохранении Аральского моря. В ней участвовали эксперты и специалисты Афганистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Всех их объединяет то, что пьют они воду, стекающую с ледников Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Запасы ее там пока все еще велики. Но дефицит влаги в регионе ощущается уже довольно давно. И лучшее свидетельство этого — печальная судьба Аральского моря. Сейчас этот огромный водоем превратился в две лужи, заполненные пересоленой водой.
Большую часть водного стока киргизского Нарына, который впадает потом в знаменитую Сыр-Дарью, потребляют сегодня Казахстан и Узбекистан. За счет его они еще в советские годы в три раза удвоили площади поливных земель. Сама же Киргизия потребляет всего лишь семь процентов стока этих рек. А вот затраты по содержанию большей части гидротехнических сооружений ей приходится нести почти в одиночку.
Предложение Бишкека ввести хотя бы минимальную плату за потребляемую воду встречает резкое неприятие соседей. Хорошо хоть, что они соглашаются покупать у Киргизии тот избыток электроэнергии, который образуется, когда в поливной сезон идет максимальный сброс воды для земель соседних республик. Однако средств этих не хватает даже для минимального поддержания плотин и каналов в рабочем состоянии.
Главный научный сотрудник Института водных проблем и гидроэнергетики Академии наук Киргизии Абдысатар Эргешев называет и еще ряд факторов, обостряющих проблемы совместного использования водных ресурсов региона. Во-первых, высокая сейсмичность Центральной Азии. Конечно, полтины и электростанции строились в расчете на сильные землетрясения. Плотина Нурекской ГЭС в Таджикистане, например, недавно выдержала 6-7-бальные колебания почвы. Но эта станция одна из самых молодых в регионе. А вот Токтогулка, например, работает уже более тридцати лет. Из них последние десять лет никаких ремонтных, а уж тем более профилактических работ здесь не производилось. Наверняка, в теле почти двухсотметровой плотины уже есть трещины, ослабленные места. Так что риск разрушений ее из-за природных катаклизмов с каждым годом возрастает.
Но и это еще не все. Не менее опасным считает ученый и нагнетание политической напряженности в этом регионе. Казалось бы, какое отношение к устойчивости плотин и каналов имеют акции протеста в южных областях Киргизии, которые проходили здесь практически все нынешнее лето. А ведь во время одного из таких митингов жители Узгенского района Джалал-Абадской области пригрозили разрушить плотину Андижанского водохранилища, которое построено на территории Киргизии, а всю накопленную воду отправляет в соседний Узбекистан. И таких болевых, конфликтных точек в этом регионе много.
Так что можно только радоваться тому, что последнее время наметилось хоть какое-то сотрудничество стран Центральной Азии в этом взрывоопасном вопросе. Кроме документов Душанбинской встречи в работе находятся сегодня еще два проекта: "Региональное сотрудничество по использованию водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии" и "Гидроэкологические проблемы и устойчивое развитие Центральной Азии". Цель их — восстановить единое экономическое и научное пространство региона, которое стало первой жертвой борьбы за суверенитет и независимость бывших республик Советского Союза. Этим новым странам потребовалось более десяти лет, чтобы понять: природа при любых революциях остается единой, ее нельзя запереть в рамках государственных границ, нельзя использовать только своих целях, не согласовывая эти действия с соседями.
Сейчас уже можно говорить, что в прошлом году именно вода могла стать причиной настоящей войны в этом перенаселенном регионе. Благоразумие и осторожность политиков остановили тогда опасное развитие событий. А теперь вот еще и природа дает дополнительный шанс соседям по Ферганской долине договориться о совместном использовании воды — этого божьего и природного дара. Но очень может быть, что шанс этот — последний. Терпение природы может лопнуть, и наказание ее будет предельное жестоким.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *