Демография: сфинксы 21 века

Снижение рождаемости — общемировая тенденция. Семья из 6-7 человек сейчас никому не нужна. Почему? Вспомните, в СССР еще несколько десятилетий назад семьи, где — "семеро по лавкам", были отнюдь не редким явлением. А в дореволюционное время даже в бедных семьях было много детей. Помимо прочего, в этом была и практическая польза: чтобы выжить, люди были вынуждены держаться большими семьями.

Впрочем, детская смертность и тогда была довольно высокой. В многодетных семьях выживали сильнейшие и передавали свой генетический код дальше. Глава каждой такой семьи был весьма уважаемым человеком. А вот если мужчина не имел семьи, к нему относились с пренебрежением.

Кого Бог пошлет...
Со временем картина начала резко меняться. Городской образ жизни стал доминирующим. При переселении в город исчезла потребность в большой семье. Понятие родни оказалось размытым. Есть она где-то, — ну и слава Богу.
Современные семьи в большинстве своем, как правило, однодетные. Отсюда — вырождение нации. Кого Бог послал, того и растим. Сейчас у нас больше половины детей — ревматики, две трети — аллергики, 80 процентов — хроники по заболеваниям уха, горла и носа. По нарастающей, десятками процентов, растет количество урологических и гинекологических заболеваний. Причем такая картина наблюдается в большинстве развитых стран мира.
Кроме вырождения, уклад городской жизни при семьях с одним ребенком приводит к естественному спаду населения. В России этот спад, как известно, носит катастрофический характер — около миллиона человек в год. Ситуация усугубляется еще и тем, что одновременно из нашей страны сотнями тысяч бегут за кордон квалифицированные специалисты, а к нам миллионами перебираются те, кто может только таскать тяжести или стоять на рынке. Живя по инерции, мы не замечаем, насколько серьезна эта проблема. Она требует комплексного, многоуровнегого подхода.

Быть или не быть?
Проблема выживания малых народов, к числу которых относится и калмыцкий, стоит еще острее. Ученые, экологи, медики, общественность всерьез озабочены складывающейся демографической ситуацией. Критерии здоровья нации сегодня выдвигаются на первое место и отражают нашу действительность.
Великий знаток Востока Н.К. Рерих писал: "Странна судьба калмыков. Народность расселена самым непонятным образом: в китайском Синьцзяне олеты занимают Илийский край, торгуты — Карашар, хошуты — Джунгарию, ойраты — в Монголии, дамсоки — в Тибете. Калмыцкие улусы рассыпаны также по Кавказу, Алтаю, Семиречью, Астрахани, по Дону, около Оренбурга... Как поучительно наблюдать эту народность, могущую войти в страницы истории".
О некоторых вопросах демографии и экологической патологии мы беседуем с кандидатом медицинских наук, заслуженным врачом РФ Михаилом Игнатьевичем Эренценовым.
- Проводились ли демографические исследования калмыцкого народа в XVIII, XIX, XX веках? Если да, то о чем они свидетельствуют?
- Да, такие исследования проводились, но не в полном объеме. Имеющиеся источники не отражают истинного положения, потому что в разных документах приводятся разные цифры. Например, в 1671 году между Доном и Волгой кочевали 280 тысяч человек. В 1771 году 75 процентов калмыков ушли во главе с Убаши-ханом в Джунгарию, а в России остались 45 тысяч человек. Покибиточные исследования калмыков дают поверхностные представления.
Например, в 1783 году в Астраханской губернии было 13063 кибитки, а в 1860-м- 17564 кибитки. Нет сведений о калмыках, живших в других губерниях России. По результатам переписи, проведенной в 1897 году, калмыков было 200132 человека.

Кто забывает прошлое — у того нет будущего...
Уже в советское время, учитывая тяжелое состояние калмыцкого народа, 2 июня 1925 года Совет Народных комиссаров РСФСР постановил:
1. Отпустить Наркомздраву 5000 (пять тысяч) рублей из резервного фонда СНК на июнь месяц для научного обследования на месте процесса вырождения калмыцкого народа.
2. Поручить Н. Кроссу и Наркомздраву с привлечением Академии наук разработать общий план экономического и бытового обследования окраинных народностей, которым угрожает вырождение и вымирание, и внести в СНК на рассмотрение.
Это решение было принято в тяжелое экономическое время для страны. Калмыков в те годы было 130028 человек. Данные экспедиции 1925 года свидетельствуют о том, что калмыцкий народ оказался больше инфицирован туберкулезом, чем в 1911 году (парижская экспедиция И.И. Мечникова). В рекомендациях экспедиции СНК указываются мероприятия по улучшению санитарного состояния, жилищных и экономических вопросов, а, всякий неосторожный шаг может привести к печальным результатам". Выводы экспедиции 1925 года закончились "бережным переселением" калмыков в Сибирь в 1943 году. После сталинского геноцида, по данным 1959 года, калмыков осталось 64882 человека. Генофонд нации был глубоко подорван. В 1989 году на территории СССР калмыков было чуть более 146 тысяч, около 70 процентов семей составляли смешанные браки. Вы теперь можете представить истинные демографические показатели калмыцкого этноса. Общая численность калмыков в XXI веке едва ли достигнет уровня XVI века!
Уменьшение численности этноса надо рассматривать как доказательный факт вымирания народа. В науке это общеизвестная истина, не говоря уже о других факторах вымирания и вырождения нации, которые требуют специального рассмотрения.
Гибель этноса — это потеря для цивилизации. Были великие инки, скифы — остались одни исторические и археологические памятники. Человечество изобрело Красную книгу, не хотелось бы, чтобы калмыцкий этнос попал на ее страницы.
- Результатов Всероссийской переписи 2002 года еще нет. Тем не менее, каковы сегодня тенденции в развитии демографической ситуации?
- Мы, медики, тоже с волнением ждем результатов переписи этого года. В настоящее время можно констатировать наличие экологической патологии в республике. Вновь, как в 1925 году, мы говорим о туберкулезе. В 2000 году в Калмыкии зарегистрировано сорок с половиной тысяч заболевших и инфицированных туберкулезом. Причем, в их числе — 46 процентов от общего числа детского населения. Ежегодно количество туберкулезных больных увеличивается на 13 процентов, то есть заболевает 420 человек. Растет количество онкологических, эндокринных заболеваний, количество алкоголиков, наркоманов и токсикоманов. В том же 2000 году 36,6 процента из числа всех новорожденных появились на свет с врожденными уродствами. Более 50 процентов женщин и 2,3 процента мужчин страдают бесплодием. Но первое место среди всех заболеваний занимают болезни мочеполовой системы.
Вопрос стоит о вырождении этноса! Врачи бьют тревогу, проводят совместные исследования по вопросам экологической патологии. Нами установлены тесные связи с ведущими НИИ России в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. Например, научный центр клинической экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН проводит исследования по проблемам сохранения и выживания народонаселения Западной Сибири и Севера.
В июне этого года в составе "Поезда памяти" я побывал в г. Новосибирске и встретился со своим учителем, академиком РАМН Влаилем Петровичем Казначеевым. Он является одним из авторов монографии "Проблемы сфинкса XXI века. Выживание народов России". В ней, в частности, говорится, что по прогнозу ООН в России к 2050 году население уменьшится на 21,8 миллиона человек от уровня 1995 года, а по прогнозам сибирских ученых славянский суперэтнос (по Гумилеву) будет составлять всего 64 миллиона, то есть ООН и наука прогнозируют демографический дефолт. Я согласен с их мнением и считаю, что Калмыкия тоже находится в состоянии демографического дефолта. И, значит, проблемы демографии, сохранения и выживания малых народов должны стать первоочередными. Страшно подумать, что может случиться, если этого не произойдет!

Раиса КУКДАЕВА,
"Бумбин Орн".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру