Трубы раздора-2

Иностранные инвесторы объявили забастовку

Не успела окончиться в Москве третья международная практическая конференция "СРП-2002: от законов к инвестициям", во время которой представители правительства, Госдумы, Совета Федерации, властей регионов РФ, в которых реализуются проекты СРП, а также российского и зарубежного бизнеса пытались разобраться, как же подкорректировать законодательную базу так, чтобы всем было хорошо и комфортно, как разразился международный скандал. Компания Sakhalin Energy Investment Co. (оператор нефтегазового проекта "Сахалин-2") фактически отказалась от реализации второй фазы проекта.

Как заявил в Лондоне глава Sakhalin Energy Investment Co Стив Маквей, компания просто не сможет начать реализацию второй фазы проекта (стоимость 8,5 млрд. долларов) из-за несовершенства российского законодательства по соглашениям о разделе продукции. Об этом сообщило агентство Bloomberg.

Причем г-н Маквэй, судя по всему, настроен крайне категорично. "Пока не приняты законы, вторая фаза проекта не начнется", — утверждает он. Все дело в том, что не только действующие российские законы, но и те, которые собираются принимать депутаты Государственной Думы, "напрямую конфликтуют с условиями СРП по "Сахалину-2". "Мы не хотим продолжать проект в условиях неопределенности законодательства", — заявил Стив Маквей, фактически поставив российским властям ультиматум.

"ПРАВДА.Ру" уже сообщала о сложностях возникших у иностранных компаний, участвующих в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2". По российским законам в проектах СПР должно быть использовано до 70% российского оборудования. Экспертный совет по металлургии при комитете по промышленности Государственной Думы уличил почтенные международные компании Exxon Mobil и Royal Dutch-Shell в том, что они вместо российских труб покупают японские. Даже тот факт, что российские металлургические комбинаты не выпускают трубы нужного качества (стандарт API и др.) в принципе, депутатов не образумил. Они наоборот объявили, что готовят крайне жесткие для иностранных инвесторов поправки к закону об СПР.

Главный акционер (55%) компании Sakhalin Energy Investment Co. как раз — Royal Dutch-Shell. Два остальных крупных акционера — японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Поэтому ясно и понятно, откуда взялись именно японские трубы. Однако конфликт был бы хоть чем-то оправдан, если бы Россия располагала собственной продукцией аналогичного качества. Ан — нет! Стало быть, если эти трубы будут не японские, то значит — немецкие или американские. При том, что японские реально дешевле — везти-то ближе. Казалось бы, из-за чего весь сыр-бор?

Однако осваивать новые месторождения — это не международные конференции проводить. Взаимодействие с иностранным инвестором — наука высокая, и еще с советских времен она у нас в стране освоена досконально. Если депутаты, хотят сменить поставщика, то это не только забота об отечественном производителе. Это явно что-то более весомое. А то, что инвесторы в истерике бьются, то это ничего — им полезно. Чай, не Экваториальная Африка. Россия — страна с Великой Историей и многовековыми бюрократическими традициями. Пусть привыкают.

А между тем, по проекту "Сахалин-2" разрабатываются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения. Разведанные запасы этих месторождений оцениваются примерно в 185 млн. тонн нефти и 800 млрд. кубометров газа. И у России ни средств, ни оборудования, чтобы освоить все это богатство самостоятельно, нет. Более того, разработка этих месторождений не только поможет решить энергетические проблемы российского Дальнего Востока, но по идее должна приносить немалые суммы в иностранной валюте от продажи нефти и газа в Японию и другие азиатские страны. Однако декларируемые высшими чиновниками намерения и повседневная практика экономической деятельности, как видно, очень уж две большие разницы. По крайней мере, энергетическое лидертсво России явно придется отложить.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить