Религиозный экстремизм в России: корни "оттуда"

Заметки с "круглого стола" на "Тольяттинском диалоге-2002"

С 22 по 24 ноября в Тольятти проходила ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа "Тольяттинский диалог-2002". В рамках этого мероприятия состоялись Общероссийская экспертная конференция "Гражданский форум — год спустя", ряд презентаций и "круглых столов", на которых обсуждались модели социальной политики в регионах округа, законопроекты в области пенсионного и социального страхования, и т.д. По мнению организаторов, основной задачей ярмарки было "стимулирование долгосрочных проектов в социальной и культурной среде, поиск и развитие моделей эффективной реализации партнерства между органами власти, общественными организациями и бизнес-структурами".
В "Тольяттинском диалоге" принимали участие вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко, полномочный представитель Приволжского федерального округа Сергей Кириенко, министр труда и социальной политики Александр Починок и многие другие. Победители конкурса социальных и культурных проектов 2002 года знакомили собравшихся со своими идеями.
Немного статистики: всего в конкурсе участвовало 768 проектов из 15 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа. Первое место по количеству проектов-победителей заняла Самарская область. Так, из 144 заявок, поданных некоммерческими организациями Самарской области, победителями были признаны 16...
К теме "Тольяттинского диалога-2002" "ПРАВДА.Ру" еще вернется. Сегодня же мы представляем вашему вниманию одно из наиболее жарких, острых обсуждений из развернувшихся на форуме.

"Круглый стол" "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере борьбы с экстремизмом" организовывал аппарат правительства РФ. В качестве темы было заявлено — "определение степени готовности и необходимой глубины сотрудничества органов власти и религиозных объединений; выработка первоочередных и среднесрочных мер противодействия религиозному экстремизму". Для участия были приглашены эксперты от органов власти различного уровня, научных общественных организаций, представители религиозных объединений. Ниже — выдержки из запомнившихся выступлений, интересные мнения, нетипичные оценки, порой взаимоисключающие тезисы.

Ведущий "круглого стола" - министр по делам национальностей РФ Владимир Зорин сразу же поспешил обозначить степень важности обсуждаемой темы: "Религиозный экстремизм — опасность номер один не только для нашей страны, но и для всего международного сообщества. Этому злу противостоять можно только сообща, и отдельное государство с этим справиться никак не способно..."

Однако, первый же выступающий — директор Марийского НИИ языка, литературы и истории им В.М.Васильева при правительстве Марий Эл Александр Казимов - тактично заметил, что "общество нашей республики живет в мире и согласии. И для нас данная тема — не актуальна. Хотя как проблема, в глобальном масштабе, — то, о чем мы будем говорить, безусловно, имеет важное значение".

"Мы далеки от того, чтобы привязывать понятие "религиозного экстремизма" к какой-то определенной конфессии, будь то ислам или что-то еще, - продолжил докладчик. — У этого экстремизма корни — политические, социальные. Это социальные противоречия в обществе, политическая неопределенность... А конфессия — это, так сказать, та оболочка, которую отдельные силы выгодно используют для того, чтобы завладеть человеческими душами. Это первое."

Говоря об экстремизме, в качестве второго главного тезиса выступающий обозначил: "Мы — государство — порой неоправданно вторгаемся в духовную сферу жизни человека". На просьбу зала пояснить данное утверждение Казимов, однако, прямого ответа не дал. Зато (видимо, в качестве аргумента) привел сухие цифры статистики: в республике Марий Эл 13% населения являются приверженцами языческой религии, и около половины марийцев так или иначе соблюдают языческие обряды. К Православию 90,2% относят себя среди русского населения, 52,2% - среди самих марийцев, 1,5% - среди татар. А около 80% - такова в целом доля населения, относящая себя к той или иной религиозной конфессии...

Принципиально важным представляется, однако, следующий тезис Казимова, который в ходе докладов участников "круглого стола" еще не раз можно было услышать:

"Итог анализа истинных причин возникновения экстремизма в нашей стране, к которому мы пришли в результате проведенного исследования, следующий. Пункт в Федеральном законе "Об общественных объединениях", который запрещает финансирование из-за рубежа религиозных организаций, — не соблюдается совершенно. На этой почве и вырастают различные экстремальные группы и модели, возникают нетрадиционные псевдорелигиозные объединения. Государству необходимо пресечь это явление" (здесь и далее выделено нами — С.С.) .

В заключении Александр Казимов еще раз подчеркнул, что "благодаря усилиям российского руководства, представителей общественных организаций, глав основных религиозных конфессий — в нашей стране все же сохраняются конфессиональные мир и согласие. И этот мир нельзя растерять. Иначе этим воспользуются темные силы".

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий упор в своем докладе сделал на том, что именно религиозное невежество порождает экстремизм и терроризм, и "главная задача представителей традиционных конфессий России — это религиозное просвещение".

Заместитель председателя ДУМ Татарстана, муфтий Валиула-хазрат Якупов поддержал тезис архиепископа Сергия относительно необходимости всестороннего религиозного просвещения населения: "У нас в республике главное внимание уделяется вопросам образования. Создана целая сеть профессиональных учебных заведений. К примеру, это Российский исламский университет... Конечно, традиционные конфессии не могут являться источником религиозного экстремизма. Однако, в каждой есть свои секты — они-то и создают нам проблемы. Отсюда — государство должно поддерживать официальные религии, или традиционные конфессии..."

О том, что законодательная база, регулирующая взаимодействие органов власти и религиозных объединений, слаба и нуждается в серьезной доработке, говорил в своем выступлении заместитель мэра Тольятти Яков Радюшин : "Законом "О свободе совести..." не предоставляется особого статуса для основных религиозных конфессий — там это только декларируется. Закон не наполняется, скажем так, реальным набором прав и обязанностей. Функция государства должна быть более четко прописана. Я считаю, государство должно быть максимально открыто по отношению к религиозным объединениям, и наоборот... Как таковая, борьба с экстремизмом не должна быть заявлена во взаимодействии с религиозными объединениями".

Вместе с тем, Радюшин согласен с мнением предыдущих докладчиков: "Нужно поставить жесткий заслон финансированию из-за рубежа религиозных объединений. Закрытость их деятельности также очень опасна. Государство должно поддерживать те религиозные организации, которые открыты, традиционны. Поддерживать инициативы местного населения во взаимодействии религиозных объединений, а не заниматься формированием спроса для иностранцев".

Местные власти Тольятти также столкнулись с активизацией деятельности различных миссионерских организаций, констатировал заместитель мэра...

Со своей стороны, директор региональных проектов "Медиа-Союза" Алексей Щипков посоветовал создать "конкретные органы ": в свое время действовал "Совет по делам религий" при советской власти — подобный орган, который бы занимался практическими вопросами взаимодействия с религиозными объединениями, нужно создать и нам при российском правительстве.

"Это первое, - сказал Щипков. — Второе: нужен специальный орган при администрации президента РФ, который бы занимался уже "теорией", выработкой единой политики". (На что министр Зорин отреагировал репликой, в том духе, что не всегда, мол, создание одного органа гарантирует нам единую политику )...

Накопленным опытом пермчан поделился заместитель начальника Управления внутренней политики администрации Пермской области Владимир Конев :

"По своему этно-конфессиональному составу наша область, можно сказать, типична для Приволжского федерального округа. Это устойчивый социально-экономический регион. У нас нет выраженных проявлений религиозного экстремизма. Хотя в целом проблема, конечно же, актуальна...

У нас есть уникальный опыт взаимодействия религиозных объединений — уникальный не только для России, но и для всей Европы. В 1998 году представители шести традиционных конфессий Прикамья выступили с инициативой создания специального комитета. Старообрядцы, католики, лютеране, Русская Православная Церковь, мусульмане, иудеи объединились для решения назревших злободневных вопросов — борьбы с алкоголизмом, наркоманией, беспризорностью в регионе... Было принято решение создать юридическую организацию. Получилось "некоммерческое партнерство". Его представители организовали и провели много различных мероприятий, в частности, инициировали крупнейшую конференцию по вопросам религии и молодежи. В нашей газете "Местное время" мы об этом подробно написали..."

Как одну из главных проблем Владимир Конев обозначил "отсутствие государственного контроля" за появлением и деятельностью различных религиозных объединений. Действительно, когда в области вместо одной мусульманской конфессии — 34(!) различных течения, причисляющих себя к мусульманским, это значит, что общество разделено, расколото на 34 маленьких обществ. Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.

Довольно резким было выступление бывшего ответственного редактора "НГ-Религии", ныне сотрудника радиостанции "Маяк-24" Максима Шевченко :

"Считаю неоправданным употребление такого словосочетания, как "религиозный экстремизм". Есть просто экстремизм , который универсален, будь то для культурной сферы, экономической и так далее. Конфессионального различения в деле борьбы с экстремизмом быть не может. И не нужно здесь концентрироваться только на исламе. К примеру, пламенные призывы к восстановлению монархии в России — это ведь тот же экстремизм! Это значит ликвидация президентского, парламентского правления, низвержение президента. Чем это не экстремизм?! А именно это делают, допустим, "Союз православных граждан", православное общество "Радонеж" и другие — находящиеся под влиянием достаточно радикальных младостарческих группировок.

Конфессиям, в общем, надо разбираться с теми организациями, которые зреют в их же недрах. И не искать соринку в чужом глазу..."

"Чистой воды демагогия" , — охарактеризовал выступление господина Шевченко протоиерей Евгений Шестун...

//Комментарий по нашей просьбе:
"...В православных источниках мы встречаем не меньше, а больше случаев уважительного и доброго отношения к иноверцам; православная миссия, в отличие от римо-католической, никогда не распространялась "острием меча", и если в древности и были случаи насильственного разрушения языческих капищ (как мы читаем о том в книгах Ветхого Завета), то делали это святые люди по прямому откровению от Бога, данному для тех конкретных условий, в которых они находились. Мы же, основываясь на православном духовном и пастырском наследии, на условиях сегодняшнего дня, безоговорочно отвергаем любые насильственные и враждебные действия в отношении иноверцев вообще, и в отношении наших сограждан в особенности..."
Иеродиакон Макарий, Ивановский Св.-Введенский монастырь//

Протоиерей Евгений Шестун (из выступления на "круглом столе"):
"...В основе экстремизма и терроризма есть и религиозный фактор — это сектантское мировоззрение . Нельзя говорить об исламском факторе как таковом. Но мы должны говорить о ваххабистском факторе в исламе - а это сектантский фактор. Мы не должны пускать лиц с сектантским мировоззрением в наше информационное пространство, тем более оказывать им поддержку, и прочее.

Отвечая на обвинения господина Шевченко. Есть такое всем известное выражение, как "Царя нужно заслужить" . Понимаете, речь о нравственном облике народа, а не свержении президента и постановке на его место царя. То же, что вы говорите, это чистой воды демагогия.

Хотел бы еще заметить, что мы все живем не в Республике Татарстан, не в Башкирии, а в России. И Православие — это государствообразующая и культурообразующая конфессия, хотя и не государственная — так надо записать и в законе. Мы живем здесь, в этой, особой цивилизации , к какой бы конфессии мы ни принадлежали.

И исходя из этого, все школы в Российской Федерации должны быть одинаковыми — школами русской культуры. В законе, касательно задач школьного образования, у нас четко прописано: "вклад в историю России и историю народов России" - и этот принцип нужно соблюдать. А мы зачастую получаем национальные школы , где и русский язык, и история Российского государства преподаются отвратительно.

Но школа должна быть рупором не только религиозной, национальной традиции одной народности или народа. Нельзя забывать, что русский народ — государствообразующий , под его защиту собирались все остальные народы. В Российской Федерации 82% - русского населения. И нам не следует стесняться таких слов, как "русская культура", "русский народ"..."

Немногословным было выступление председателя Духовного Управления мусульман Чувашской республики, муфтия Альбира Крганова :

"Наши призывы — все последнее десятилетие — к противодействию религиозному экстремизму трактовались многими как "разборки внутри духовенства". Однако, идет настоящая идеологическая интервенция! Против государства ведется откровенная информационная война — об этом речь".

Итог дискуссии подводил Владимир Зорин :

"Все традиционные, мировые конфессии осуждают явление религиозного экстремизма — это ясно. На "круглом столе" были высказаны пожелания в совершенствовании действующего законодательства, прозвучала и идея просвещения. Мы это учтем. Комиссия по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ сейчас как раз дорабатывает закон".

По словам Зорина, России сейчас нужна "концепция государственно-церковных отношений в широком смысле слова, не только конкретный закон". "Совершенствование действующих механизмов законов — важно. Но государство одно решить задачу противодействия религиозному экстремизму не в состоянии. Это можно сделать только при условии тесного взаимодействия с гражданскими общественными организациями, религиозными объединениями..."

Зорин, говоривший вначале об "опасности номер один", в конце, однако, заметил, что "экстремизм — не один наш общий враг и противник". Но в том числе — такие ужасные явления, как бедность, продолжающееся социальное расслоение, наркомания...

...Перед тем резким диссонансом на общем фоне прозвучали слова руководителя национально-культурного центра армян Тольятти Виктора Хачатряна , отведшего под свое выступление секунды:

"Мы все — советские люди. Вот наша национальность! И народ наш общий очень бедно живет! Вот главная проблема! Главный вопрос — как жить дальше. Как же нам всем выжить! Вот над чем надо думать."

Кто-то зааплодировал. Возможно, не столько конкретным словам, сколько искреннему эмоциональному порыву этого человека.

P.S.

Личное мнение:
Все же состоявшийся "круглый стол" оставил некое ощущение поверхностности, или недоговоренности в рассмотрении заявленных тем. Так, впрочем, нередко случается на подобных шумных мероприятиях, в силу как объективных, так и субъективных причин.
Допустим, как уже было сказано, не раз прозвучал тезис о недопустимости финансирования религиозных объединений из-за рубежа, что это одна из основных, если не главная причина роста экстремизма в России. Однако, почему же так происходит, что делать и кто , собственно, виноват - в том, что на территории России не соблюдается российский же закон? Мысль, однако, не стали развивать дальше.
Так же как никто даже не вспомнил о том, как совсем недавно в Набережных Челнах татарские националисты варварски разгромили часовню — случай, причем далеко не первый в городе. Когда Патриарх Алексий вынужден был обращаться с открытым письмом к Минтимеру Шаймиеву, прося того снизойти к мольбам рядовых граждан. "Вынужден с сожалением отметить, что межрелигиозные и межнациональные отношения в Республике Татарстан далеки от нормы", — констатировал тогда Патриарх. Однако, заместитель председателя ДУМ Татарстана, муфтий Якупов был настроен оптимистом и предпочитал обходить подобные скользкие моменты в своем выступлении...

Есть, однако, и положительные явления в нашей жизни. О готовящемся в Саранске Съезде православной молодежи Приволжского Федерального округа читайте скоро в рубрике "ПРАВДА.Ру"-ВЕРА .
Также в ближайшее время мы опубликуем материалы жаркой дискуссии, развернувшейся на днях в стенах Государственной Думы. Стенограмма предоставлена по нашей просьбе пресс-службой парламента. Тема: проблемы экстремизма в России. Скинхеды - угроза нацбезопасности??
Следите за нашими публикациями.

О том же самом читайте на английской версии "ПРАВДЫ.Ру":
https://english.pravda.ru/news/russia/18481-n/

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить