Мумификация /о "чисто конкретном сериале" "Бригада"/

Есть грань, которую преступать не позволено, если почитаешь себя человеком

Смотрю ТВ, канал “Культура”. Слышу: режиссер-постановщик огромного телесериала “Бригада”, шедшего по каналу “РТР”, Алексей Сидоров жалуется: ему будто бы звонят недовольные зрители, грозят за этот фильм убить.

Дело было на ток-шоу “Школа злословия”, за столом, кроме самого Сидорова, сидели еще две собеседницы, а на зрительской трибуне – благодарные (за то, что попали на передачу) зрители.

Убить режиссера, как он объяснил, предлагали вовсе не за низкий художественный уровень его творения. А за избранную тему. В фильме же этом речь шла о росте, становлении и окончательной победе отечественной организованной преступности над государством и народом.

Собеседницы режиссеру сочувствовали. В моно- и диалогах они объясняли друг другу и телекамерам, что искусство может быть талантливым и неталантливым, что оно отражает объективную реальность и что фильм “Бригада”, безусловно, талантлив, поэтому его создателя убивать не за что. А те, кто так считает, думают неправильно.

 

В отличие от тех, я думаю совершенно правильно: никаких режиссеров, конечно же, убивать нельзя. Во-первых, это бесполезно – всегда найдутся новые. Во-вторых, охотников совершить это черное дело попросту не сыскать.

Почему?

Дело в том, что тем, кому лишить человека жизни проще, чем разгрызть семечку, фильм “Бригада” очень понравился.

Сериал не понравился как раз тем зрителям, которые убийство не приемлют. Тем, к горлу которых подкатывает плотный комок всякий раз, когда режиссер и набранные им актеры – прекрасные молодые актеры, бесспорно, наши будущие звезды – силой своего таланта заставляют зрителя испытывать симпатию к бандиту и убийце на том основании, что этот – именно этот! – бандит хороший, честный, благородный и в душе даже добрый. Потому что он такой по сценарию.

В фильме есть отрицательные герои – они тоже бандиты и убийцы, но нехорошие и недобрые. Естественно, положительные бандиты их убивают.

Эволюция движется по спирали, но нашу российскую спираль какая-то сила перевернула с ног на голову. “Братва! Не стреляйте в друг друга-а-а!” – помните этот песенный всхлип в форме клипа? Такой трогательный! Жалко, блин, братву. Действительно, не в кого, что ли, больше стрелять? Ну как после “Братвы” не появиться “Бригаде”?

“Бригаду” я, каюсь, до конца не досмотрел: комок в горле делался все горше и туже, ни чаем, ни водкой его не растворишь.

Я не критик, тем более не кинокритик. Но знаю точно: есть грань, которую преступать не позволено, если почитаешь себя человеком . Она проходит везде, эта грань или черта, – в науке, политике, даже на кухне коммунальной квартиры. И, конечно же, в искусстве. Потому что за той гранью-чертой – Небытие, Инферно, владения Дьявола. И эти талантливые ребята – режиссер и артисты – блестяще отыграли все свои серии на его поле.

Хотя я и атеист, но полагаю, что Дьявол все-таки существует. Он и его подручные любят менять обличие и имена. Не “бандиты”, а “братаны”, не “банда”, а “команда” или “Бригада”.

 

Известно: некто Гюнтер фон Хагенс, называющий себя художником, усиленно создает постоянно действующую выставку “Миры Тела”. Он выставляет в залах на обозрение почтеннейшей публике расчлененные и мумифицированные трупы.

Хагенс становится популярным в Европе. Его музеи посещает публика. По сообщениям информационных агентств, около 5 тысяч англичан уже завещали Хагенсу свои тела для последующего расчленения и мумифицирования в интересах искусства.

Хотя, как выяснилось, Хагенс составлял свою первоначальную коллекцию из трупов, приобретенных в России. Их ему отдавали за взятки российские граждане, врачи по специальности. Из морга эти трупы никто не востребовал – наверное, бомжи или никому не нужные старики. Отчего же не продать с пользой? Ведь врачи у нас так мало получают…

Бог им судья, этим врачам, хотя российская прокуратура все же возбудила уголовное дело. Режиссеры и актеры, кажется, тоже получают мало. Так что Бог судья и им.

Я смотрел ту передачу по “Культуре” и страстно ждал признания режиссера, ну что-нибудь вроде: “Я согласился на эту работу, потому что за нее хорошо платили, и как профессионал старался сделать ее как можно лучше”. Но слова эти не прозвучали. Режиссер “подавал” себя зрителям в качестве Творца, готового стать жертвой непонимающей толпы. Потому-то трудно избавиться от ощущения, что за этот гонорар – неплохой по нашим меркам и оскорбительный по меркам западного кинематографа – создатель “Бригады” творил так же, как и другой “художник” – Гюнтер фон Хагенс.

Да пребудет он, режиссер, в мире, достатке, спокойствии и ожидании новых заказов. Ему ничего не грозит. Не убьют его те, кто не приемлет ни убийств, ни “бригад” генетически.

А виртуальное расчленение и мумификация душ сограждан законом не карается.

К сожалению!

Борис РУДЕНКО

"Литературная газета",
№50-51, 2002

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить