Кижи построил слесарь пятого разряда

Когда-то здесь было крупное для того времени поселение — Кижский погост. Слово "погост" сейчас чаще всего связывают с кладбищем, но в старину оно обозначало самое значительное поселение этого района, служившее ее административным центром. На Марьяниной горе была построена одна из ранних в этих краях православных церквей. Через 100 лет она сгорела от удара молнии. Новую церковь — Преображенскую — подняли на другом месте, ближе к южной оконечности острова. Она была возведена здесь в 1714 году и поднимается на 37 метров. Такова одна из страниц истории Кижей.

С церкви Преображения и начался тот великий памятник русского зодчества, который до сих пор притягивает к себе внимание просвещенных людей. Неизвестно только, сколько рабочего люда было задействовано на возведении всех зданий памятника, сколько леса ушло на строительство.

Но теперь уже известно другое. Спустя 288 лет слесарь пятого разряда НАПО им. Чкалова 28-летний Сергей Калугин начал строить "свои" Кижи. Один. 5 мая 1996 года начал, а 27 июня 2002 года закончил. Он потратил на свое творение шесть лет один месяц и 22 дня.

- Все началось со школы, — вспоминает Сергей. — Руководитель нашего кружка Виктор Романович Шванке показал мне как-то книгу "Русское деревянное зодчество", и увиденные в ней церкви, купола Кижей запали в душу. Тогда же я смастерил и свой первый макет — Успенский собор.

Сергей уже тогда решил, что позже обязательно выполнит макет Кижей. Со всеми сооружениями, со всеми деталями. Позже — потому, что впереди "маячила" армия. После службы в погранвойсках он первым делом погрузился в книги и журналы, чертежи и расчеты.

- Я с самого начала поставил перед собой две цели, — говорит Калугин. — Первая — чтобы все соответствовало оригиналу, а вторая — чтобы не было никакой "липы". Известное дело: схалтуришь один раз, а потом — пошло-поехало.

"Липа" в данном случае — халтура. Что же касается липы как породы дерева, то она в рукотворном памятнике Калугина присутствует. А еще кедр и сосна. И клей ПВА — вот и все "стройматериалы". Гвоздей нет вообще.

Что же касается соответствия оригиналу, то оно полное. Первой Сергей "поднял" Покровскую церковь. Все помещения церкви — сени, трапезная, четверик и алтарь — одинаковой ширины (как "в жизни") и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Потом он построил церковь Преображения. Она оказалась самой сложной при исполнении, поскольку и в действительности наиболее богато украшенная среди памятников северного деревянного зодчества. Церковь увенчана двадцатью двумя главами. Нижняя часть здания — ярусная (три восьмигранника поставлены один на другой). К нижнему "восьмерику" примыкают четыре расположенные по сторонам света прямоугольных "прируба", образуя в плане крест.

А за ней пришла очередь постаменту — это основа, на которой стоят храмы и колокольня. Здесь следует сказать, что мастерил Сергей в своей однокомнатной квартире, а потому, когда постамент был готов, то занял он практически всю комнату, оставив для прохода по двадцать сантиметров от стен и единственную дорожку — от кухни до постели: размеры его — 3.50х2.70.

- Это была самая трудоемкая работа, — признается он. — На нее ушло больше всего материала, сил, времени и денег.

Прежде ему еще как-то удавалось обходиться старыми запасами. Теперь дерево приходилось покупать. По собственному признанию Калугина, проект его разорил. Были дни, когда семья жила только на зарплату жены Лены, которая к тому же оказалась удивительно терпеливой и стойко переносила весь этот дискомфорт и ежедневные генеральные уборки после стругания, вытачивания, резки, выпиливания...

- Мусор выгребали буквально лопатами, — с удовольствием, как о далеких трудностях, вспоминает теперь Сергей. — Про то, чтобы отправиться в гости или посмотреть телевизор, я уже забыл. Только радио включаю — и работать.

И все-таки, думается, намерение Сергея выставить "Кижи" в краеведческом музее Лена восприняла с радостью. А какой хозяйке понравится, что посреди комнаты не стол стоит, за которым могут разместиться гости, а громоздится деревянное сооружение высотой два метра сорок сантиметров и состоящее из четырех с половиной миллионов деталей?

В начале работы Калугин разработал такую инженерную технологию, что макет разбирается по частям. Так, по частям, и выносили его из квартиры. Церковь Преображения спускали из окна, потому что в дверь не проходила. А внизу, под окном, уже стояли две грузовых машины, выделенные ему заводом, чтобы перевезти все сооружения в музей. Сергею потом потребовалось шесть часов, чтобы снова его собрать в единое целое.

- Я этим "заболел", — говорит Сергей. — Сейчас даже наркоманов вылечивают, но меня, похоже, лечить бесполезно. Я уже работаю над новым проектом. Это будет город церквей. Фантастический в некотором роде комплекс, который будет состоять из множества церквей — разрушенных и ныне действующих. Но под него наша комната не подойдет. Сейчас ищу подходящее помещение для работы.

Кижи Сергея Калугина. На первом плане — Покровская, за ней Преображенская церкви. Фото Сергея ПЕРМИНА

Стниаслав ПОЛЯКОВ

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру